|
|
N°215, 24 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ООН вступилась за русских
В Туркмении
Генассамблея ООН приняла резолюцию о «Положении в области прав человека в Туркмении». Это уже вторая резолюция мирового сообщества, в которой выражается «глубокая обеспокоенность по поводу продолжающихся серьезных нарушений прав человека в Туркмении». Первая была принята на предыдущей сессии в декабре 2003 года. За прошедшее время, как отмечено в нынешней резолюции, были лишь «ограниченно расширены возможности членов ряда религиозных меньшинств и освобождены из заключения несколько членов секты свидетелей Иеговы, которые отказались от военной службы». В остальном туркменские власти ограничились обещаниями «разрешить представителям международного сообщества посетить тюрьмы» в Туркмении либо начать «в скором времени конструктивный диалог по вопросам прав человека».
Все прочие проблемы, которыми обеспокоены авторы «туркменской» резолюции, практически остались неизменными в «стране золотого века Туркменбаши». Даже краткий перечень происходящего там впечатляет. «Подавление любой оппозиционной политической деятельности», «произвольные задержания, заключения под стражу и слежка за лицами, которые пытаются осуществить право на свободу выражения мнений...», «сохраняющиеся ограничения на осуществление права на свободу мысли, совести и религиозных убеждений»...
Однако самое любопытное, что страны -- соавторы резолюции, среди которых нет России, «глубоко обеспокоены прекращением трансляции в Туркмении русскоязычных программ радио «Маяк» и продолжающейся дискриминацией правительством Туркмении этнических русских... в области образования и занятости и их принудительного переселения...».
Возможно, именно защита русскоязычного меньшинства в туркменском «царстве» сделала невозможным для российского представителя в ООН голосовать против резолюции. Он воздержался (прошлогоднюю резолюцию Москва поддержала). А список тех стран, что вступились за туркменский режим, сам по себе выглядит выразительно: Иран, Пакистан, Китай, Бирма, Северная Корея, Узбекистан, Куба, Судан, Сирия, Белоруссия... Выступая по мотивам голосования, защитники Туркменбаши говорили о «политизации правозащитных механизмов ООН и о «бессмысленности подобного рода выборочных процессов». Но самым отважным защитником своей страны стал туркменский министр иностранных дел Рашид Мередов. Он просто назвал резолюцию «абсолютно необъективной», а обвинения «бездоказательными и надуманными». По словам министра, в Туркмении, оказывается, «нет ни одного случая ареста или осуждения по политическим, религиозным или другим мотивам, нет произвольных задержаний и незаконных арестов». Г-н Мередов говорил как по писаному...
Тем не менее Генассамблея ООН предъявила Туркменбаши целый перечень требований. Среди них «незамедлительное и безоговорочное освобождение всех узников совести и доступ к лицам, содержащимся под стражей, включая тех, кто был осужден за участие в попытке государственного переворота 25 ноября 2002 года».
Соавторами проекта резолюции ООН стали 36 государств, большинство которых составляют члены Евросоюза. Документ был одобрен 65 государствами -- членами ООН, 49 против, а 56 -- воздержались.
Аркадий ДУБНОВ