|
|
N°215, 24 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Степашинский рекорд
Количество уголовных дел по наводке Счетной палаты резко возросло
По итогам проверок Счетной палаты в 2004 году возбуждено уже около 300 уголовных дел по экономическим преступлениям и фактам коррупции. Об этом депутатам вчера сообщил председатель Счетной палаты Сергей Степашин. В прошлом году Счетной палате удалось своими рекомендациями добиться возбуждения только двухсот дел.
«За неполный 2004 год по итогам проверок Счетной палаты, большей частью Генпрокуратурой, было возбуждено 298 уголовных дел по экономическим преступлениям и фактам коррупции», -- сообщил Сергей Степашин в ходе парламентских слушаний в Госдуме. Окончательные итоги эффективности работы палаты в текущем году пока подвести нельзя. Но уже сейчас понятно, что по этому показателю палата уверенно прогрессирует. Количество возбужденных уголовных дел по результатам проверок в 2001 году составило всего 49, в прошлом году это число выросло до 241. А 72 чиновника были привлечены к ответственности. По словам заместителя генпрокурора России Сабира Кехлерова, в 2003 году уже более двух тысяч чиновников были осуждены за коррупцию.
Сергей Степашин установил взаимосвязь между уровнем коррупции и качеством правовых норм в государстве: «Борьба с коррупцией не может быть эффективной без существенной ревизии действующего законодательства». По его словам, требуемая методика ревизии уже разработана и опробована на Земельном, Лесном и других кодексах. Кроме того, сказал г-н Степашин, в ближайшее время такой ревизии подвергнется миграционное законодательство.
Кстати, летом нынешнего года глава Счетной палаты предлагал законодателям, например, юридически обосновать подход, при котором именно чиновники платят из своего кармана за нецелевое использование бюджетных средств. В частности, решить эту проблему, по мнению главы палаты, помогли бы поправки в Уголовный кодекс о персональной ответственности чиновников. Депутатам г-н Степашин во вторник сообщил, что около 5% внутреннего валового продукта теряется из-за коррупции.
Если в прошлом году самым удачным «проектом» Счетная палата считала проверку Чукотского автономного округа, в 2004 году самой громкой акцией палаты, скорее всего, станет анализ итогов приватизации госсобственности за десять лет. За полгода палата проанализировала все три этапа приватизации: «политическую» чековую приватизацию, приватизацию через инвестиционные конкурсы и фискальную (простую продажу государственных предприятий). В аналитической записке Счетная палата оценила исходные данные экономики, основные экономические и социальные итоги приватизации. А также отдельно рассмотрела деятельность государственных органов во время приватизации и эффективность привлечения иностранного капитала. Аудиторы сошлись во мнении, что основные цели приватизации достигнуты не были. Под «основными целями» Счетная палата подразумевала формирование в России значимого слоя частных собственников, формирование социально ответственного бизнеса, социальную защиту граждан и создание конкурентной среды. Впрочем, последнее сделать в какой-то мере все же удалось. Также, по мнению аудиторов, «приватизация выполнила свою историческую роль»: хотя «формально экономическое положение страны ухудшилось, фактически же, если вспомним, что было в начале 90-х годов, оно улучшилось».
По результатам этой проверки уголовных дел Генпрокуратура пока не заводила. На данный момент не предполагается и пересмотр итогов приватизации. Зато теперь Счетная палата может проводить проверки современной приватизации, опираясь на «исторический опыт».
Растущую активность Счетной палаты оценили законодатели, оставив себе возможность тесного взаимодействия с этим органом. В конце предыдущей сессии Дума предложила передать президенту право фактически назначать и снимать председателя палаты, а также его заместителя. Но Совет Федерации отклонил этот закон с созданием согласительной комиссии. По словам заместителя председателя комиссии сената по взаимодействию со Счетной палатой Сергея Иванова, после доработки предложения о кандидатах на должность главы Счетной палаты и его заместителя могут вноситься президенту не только депутатскими объединениями в Госдуме и ее комитетами, а также комитетами и комиссиями Совета Федерации. Либо не менее чем одной пятой от общего числа депутатов или сенаторов. «Предлагаемое изменение порядка формирования Счетной палаты предполагает обеспечение наиболее благоприятных условий для эффективной реализации конституционных полномочий по осуществлению независимого контроля за расходованием средств госбюджета», -- сообщил г-н Иванов и пообещал, что на заседании в среду профильный комитет будет рекомендовать сенаторам одобрить такой вариант формирования Счетной палаты.
Дарья ГУСЕВА