|
|
N°215, 24 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Евгений Хавтан: «На пафосных концертах юбиляры выглядят полными идиотами»
«Браво» -- группа в своем роде уникальная. Играя откровенно прозападную музыку, они сумели угодить самым широким слушательским массам в нашей стране. Песни «Браво» -- особенно, конечно, периода Жанны Агузаровой и Валерия Сюткина -- способны, кажется, примирить любые полярные вкусы. Это одна из немногих групп, помимо, наверное, «Кино», которую критика попросту не любит ругать. Так, последний альбом коллектива, «Евгеника», оказался не очень удачным и совсем не богатым на хиты, но критика это обстоятельство тактично замолчала. Группа в свою очередь так же тактично отказалась от пиара, раскрутки и вбивания в уши этого на самом деле совсем неплохого и качественного материала, предпочтя на пару лет уйти в тень. Но теперь пауза подходит к концу. Во-первых, не так давно на некоем сборнике появилась новая песня «Браво» «Стрижи», по которой понятно, что исполнительские и сочинительские таланты музыкантов группы никуда не делись, поскольку по задору, легкости и мелодизму эту вещь можно сравнить чуть ли не с творениями The Smiths. Во-вторых, оказалось, что у этих вечно молодых "стиляг из Москвы" стаж -- как у заслуженных артистов, два десятка лет. Юбилей решено отметить концертами в Кремле -- 26 и 27 ноября. О программе и концепции грядущих концертов корреспонденту «Времени новостей» Александру БЕЛЯЕВУ рассказал бессменный лидер «Браво», гитарист, вокалист и автор песен Евгений ХАВТАН.
-- Как появилась идея участия в ваших юбилейных концертах звезд современной российской сцены?
-- Все началось с альбома. Мы решили выпустить хиты «Браво» в исполнении других артистов на альбоме «Звездный каталог», который, кстати, скоро выйдет. Было интересно позвать музыкантов другого поколения, ну или, может быть, просто наших коллег-единомышленников, которые могли бы по-другому сделать наши песни. Я надеюсь, что это привлечет новую аудиторию -- тех людей, которые, может быть, еще не родились, когда «Браво» получило какую-то известность. Поэтому я позвал Земфиру, «Пятницу», Диму Спирина из «Тараканов», а также Билли Новика из Billy's Band, ну и много кого еще. Это все музыканты, которые не близки нам по стилю, но явно работают с нами на одной какой-то волне.
-- И от записи вы как-то плавно перешли к концертам...
-- Ну да. Ближе к концу записи появилась идея сделать концерты, чтобы был не только аудиовариант "Звездного каталога", но еще и зрелище. Нам же исполняется 20 лет -- вот наши коллеги и пришли бы нас поздравить... ну или не поздравить. В любом случае мне не хотелось делать пафосные концерты. На таких концертах юбиляры выглядят полными идиотами.
-- Начало проекту было положено на фестивале «Нашествие»?
-- Да. К фестивалю у нас как раз уже были записаны треки с Ильей Лагутенко, Билли и Светой Сургановой. Мы сыграли это песни, потом подумали, почему бы не сделать полноценный концерт. Как мне показалось, на «Нашествии» это выглядело совсем неплохо.
-- Почему вы все-таки так долго молчали?
-- Не так уж долго -- наш последний альбом «Евгеника» вышел всего лишь два года назад.
-- «Всего лишь»? В 90-е «Браво» выпускали альбомы, синглы и хиты каждый год...
-- Альбомы надо записывать тогда, когда есть мысли и идеи. И предпосылки. Я всегда считал, что не стоит записывать альбом просто «потому, что пора» или «потому, что давно ничего не выпускали». После «Евгеники» не было никаких идей. Так существует масса групп, которые живут вдалеке от шумных пиар-кампаний внутренней жизнью -- художественной, творческой, концертной. Мне очень симпатичны такие группы, как Tequilajazzz -- они от большой индустрии еще дальше, чем мы. В то же время, если зайти на их веб-сайт, понимаешь, что у них происходит масса интересного, и поклонники в этом участвуют, они в курсе, они в этом водовороте.
-- Но все же популярность Tequilajazzz и «Браво» несовместимы...
-- Я имею в виду, что для меня никогда не было важным находиться на обложках журналов, в топах и всякое такое. Потому что такая популярность -- совсем не гарантия качества твоей работы.
-- То есть «Браво» живет полноценной творческой жизнью?
-- Вполне. Мы активны -- ездим на гастроли, выступаем. Потом, это даже неплохо -- какой-то спад, и новый интерес... На протяжении всей двадцатилетней истории «Браво» я наблюдал это неоднократно. Видимо, таков наш путь.
-- У группы сейчас состав тот же?
-- Да.
-- Как вы с Робертом Ленцем будете делить вокальные партии на новом альбоме?
-- Ну, пока не знаю. Как-нибудь разберемся (смеется).
-- А вы уже сочинили что-то новое?
-- Конечно. Кстати, первый же трек альбома «Звездный каталог» -- это не кавер, а совершенно новая наша песня, она называется «Выше всех». Слова к ней написал Дима Спирин.
-- А что с песней «Стрижи»? Вы ее отдали на какой-то сборник, где она определенно пропадет.
-- Нет, «Стрижи», я думаю, войдут в наш следующий альбом. Также я надеюсь, что в сентябре разрожусь сольником. Это будет альбом в стиле электро, как я этот стиль называю. Такой восьмидесятнический, с аналоговой электроникой. Кстати, песня «36 и 6», которая звучала на «Нашем радио», как раз оттуда. Это музыка, которую я любил всегда, ну и неплохо знаю. А сейчас возрождаются многие группы того периода -- вот Duran Duran выпустили замечательный новый альбом...
-- Причем неотличимый от старых...
-- Ну да. В общем, я захотел наконец-то сделать такой ретроэлектронный альбом. Это возможно, поскольку существует масса людей, которые собирают звуки, старые инструменты, аналоговые синтезаторы.
-- А вы продолжаете собирать гитары?
-- Да. Причем совсем недавно мне из Америки привезли инструмент, о котором я давно мечтал, -- Gretsch, модель «Белый орел». Очень классный инструмент, настоящий «Роллс-Ройс» среди гитар! А в коллекции постоянно что-то происходит -- что-то появляется, что-то обновляется. Коллекция давно живет какой-то своей жизнью.
-- И весь ваш арсенал будет задействован на новом альбоме «Браво»?
-- Конечно. Мало того, я еще на вкладке диска напишу, какие именно гитары где играют. Я последнее время люблю так делать. Потом -- молодые гитаристы спрашивают, откуда тот или иной звук и что на чем сыграно.
-- Какая-то часть «Звездного каталога» сделана в Англии?
-- Мастеринг. Его, кстати, в лондонской студии Townhouse делал такой человек -- Бант Стаффорд-Кларк. Он работал с Duran Duran, работает со многими гитарными группами британскими, например Placebo (на альбоме Without You I'm Nothing. -- А.Б.) и Coldplay. Coldplay, кстати, записывались на Townhouse примерно в то же время, когда я там был. Я очень хотел с ними познакомиться, но они никого к себе в студию не пускают, чтоб процесс их работы вообще был тайным для всех!
-- Coldplay -- типично британский феномен...
-- Да, но лично меня всегда интересовало то, что происходит в Европе. Coldplay -- действительно чисто британская группа, а страна эта в музыкальном плане совершенно самодостаточная. Сами англичане и их музыканты вообще не обращают внимания на то, что происходит в мире, какая мода и так далее. Им на это наплевать -- они делают то, что хотят. В отличие от нас -- наши музыканты все время смотрят: «А что там?»
-- Я, кстати, недавно с удивлением обнаружил, что Placebo у нас в стране любят девочки лет 16--18, которые стригутся и красятся под Брайана Молко...
-- А там то же самое. На Placebo ходят в основном молодые девочки, но специалисты все равно оценивают эту группу как некое явление.
-- Между прочим, «фишка» Placebo это -- перестроенные гитары. Вы не пробовали экспериментировать с нестандартным строем?
-- Пробовал, конечно. Но это дело очень уязвимое и ненадежное. Во-первых, надо возить с собой большой арсенал гитар, и чтобы каждая была настроена под конкретную песню. Во-вторых, если техник чуть-чуть ошибется в настройке, то представляете -- выходишь на сцену, берешь инструмент, ударил по струнам, и вместо аккорда получается какая-то нестройная каша. Так что я от этого отказался.
-- Вы сказали, что наши музыканты все время смотрят на Запад. Тем не менее ничего особенно рафинированно западного у нас не появляется. Почему?
-- У нас другая культура. Не секрет, что «русский рок» -- это больше текст, чем музыка. Потом, несмотря на всех фанатов, меломанов и диссидентов, огромная часть западной рок-культуры мимо нас проехала вообще...
-- Вы имеете в виду бит, психоделию, «гараж»?
-- Эти стили, конечно, у нас совсем никто не знает, но еще и гигантский пласт арт-рока мы не проходили... Да много чего еще. Начинаешь копать старый «винил», «сорокапятки» -- там столько всего интересного...
-- На Западе ретронаправления регулярно оживляют...
-- Да, в последнее время пошла мода на такой грубый сырой рок. С одной стороны, это хорошая музыка, с другой -- ну White Stripes, Vines или The Datsuns же невозможно много слушать. Да, прикольно один раз послушать их альбомы, но ведь все это вторично. На Западе такую музыку слушают девочки, чтобы отличаться от своих сверстниц, тех, что любят попсу и танцевальную музыку. Да и потом, мода скоротечна: вчера героями обложек были White Stripes, сегодня -- Franz Ferdinand, завтра еще кто-нибудь, я вас уверяю.
-- Кстати, мне доводилось интервьюировать Ника Маккарти из Franz Ferdinand, и меня поразило то, что такая модная группа, по его словам, взялась вообще ниоткуда -- с улицы пришли и играть нигде не учились...
-- Для Британии это очень характерно -- многие модные группы приходят прямо с улицы. Это же их культура, они в этом варятся. У нас такого нет.
Беседовал Александр БЕЛЯЕВ