Время новостей
     N°214, 23 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.11.2004
Урановый прорыв
Путин и Буш подправили ядерное досье Тегерана
Россия получила важный козырь в своей внешней политике -- со вчерашнего дня Иран заморозил все работы, связанные с обогащением урана. «Это прорыв», -- заявил вчера «Времени новостей» высокопоставленный сотрудник МИД РФ.

Москва рассчитывает, что приостановка Ираном работ по обогащению урана снимает одну из самых заковыристых проблем в российско-американских и российско-израильских отношениях. США и Израиль убеждены, что Иран стремится к созданию ядерного оружия. Они настойчиво пытаются убедить Россию отказаться от экономически выгодного для Москвы сотрудничества с Тегераном. Россия как раз заканчивает в иранском городе Бушере строительство АЭС стоимостью 800 млн долларов.

Тегеран приостановил работы по обогащению урана в соответствии с договоренностями, достигнутыми две недели назад в Париже представителями Ирана и трех европейских стран -- Великобритании, Германии и Франции. Взамен «евротройка» пообещала подписать с Тегераном торговый договор, содействовать вступлению Ирана в ВТО и гарантировать ему доступ к современным ядерным технологиям.

В Москве ждали подобного развития событий. В воскресенье тему ядерных программ Ирана и Северной Кореи обсуждали в Чили президенты России и США. Как заявил после переговоров Владимир Путин, есть «заметное улучшение на иранском треке российско-американских отношений в связи с последними решениями, принятыми иранским руководством».

"Москва подталкивала Тегеран к мораторию", - сказал вчера газете "ВН" российский дипломат. А накануне решающей встречи «евротройки» с Ираном с европейцами встречался замминистра иностранных дел России Сергей Кисляк. Европейцы гарантируют поставки ядерного топлива для иранских АЭС, имея в виду топливо из России. «Мы очень удовлетворены нашим сотрудничеством с Европой в отношении Ирана», -- говорят в МИД РФ.

Договоренность в Париже практически сняла возможные внешнеполитические препятствия для поставок российского ядерного топлива для АЭС в Бушере. Соответствующее соглашение может быть подписано в ходе запланированного на декабрь визита главы российского федерального атомного агентства Александра Румянцева в Иран. «Контракт согласован, остались лишь некоторые финансовые и технические вопросы», -- заявил вчера в Москве председатель комитета по внешней политике Высшего совета безопасности Ирана Хусейн Мусавиян -- один из ключевых участников переговоров в Париже. Он специально прилетел в Россию, чтобы проинформировать Кремль о последних шагах Тегерана в ядерной области. «Москва довольна ходом наших переговоров с европейцами», -- подчеркнул Хусейн Мусавиян. И на вопрос корреспондента «Времени новостей» о сроках моратория на обогащение урана ответил: «Замораживание работ по обогащению урана началось в понедельник, 22 ноября, и будет соблюдаться в течение всего времени проведения переговоров с европейскими государствами». Переговоры будут длиться до 15 марта. «Если европейская сторона нарушит свои обязательства, то Иран более не будет считать себя связанным парижскими соглашениями», -- подчеркнул Хусейн Мусавиян. Он назвал «блефом» появившуюся в западных СМИ информацию о том, что Пентагон «ведет разработку списка целей» на территории Ирана, которые могут быть атакованы для «нейтрализации ядерной угрозы». «Мы не боимся ни бомбардировок Ирана, ни передачи ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН», -- подчеркнул г-н Мусавиян.

Но российский дипломат в интервью «ВН» вчера не исключил возможности того, что «американцы взорвут» ситуацию. Вашингтон хочет убедить управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подготовить иранское «ядерное досье» к передаче в Совбез ООН с угрозой введения санкций в случае, если Тегеран нарушит свои обязательства перед «евротройкой». Впрочем, в распространенном вчера Великобританией, Германией и Францией в Вене проекте резолюции МАГАТЭ подобных карательных мер не предусмотрено. Документ лишь призывает Иран «придерживаться приостановки» обогащения урана, а МАГАТЭ -- следить за соблюдением этого обязательства и в случае нарушений «немедленно информировать об этом».

Андрей ЗЛОБИН