|
|
N°214, 23 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый, европейский, отечественный
Театральный фестиваль NET объявил свою программу
Когда два театральных критика, Марина Давыдова и Роман Должанский, задумывали фестиваль NET (Нового европейского театра, что через неделю откроется в Москве уже в шестой раз), они как раз и хотели "представить Москве новое поколение европейской режиссуры и обратить внимание на новое поколение режиссуры российской, которое тогда только начало появляться". Но все же ранее на NET показывали почти исключительно зарубежные спектакли; теперь, когда молодые российские творцы не только заявили о себе, но и успели создать собственную публику (тех, кто ходит "на Серебренникова", например), фестиваль объявляет в своей программе на равных и отечественные и привозные спектакли. На вчерашней пресс-конференции в Центре имени Мейерхольда эта программа была представлена журналистам.
Откроется фест 1 декабря моноспектаклем Жозефа Наджа "Дневник неизвестного". Худрук национального хореографического центра Орлеана, сочиняющий спектакли на грани драмы и contemporary dance (три из них -- "Полуночники", "Время отступления" и "Войцек" -- были с успехом показаны в России, Надж увез "Золотую маску" за лучший гастрольный спектакль сезона), теперь выйдет на сцену в спектакле, вдохновленном не великой литературой (раньше он использовал мотивы Кафки или Бюхнера), но собственными дневниками. Вслед за ним, 4 и 5 декабря, покажут "Ромео и Джульетту" -- за Шекспира взялся самый известный из молодых режиссеров Литвы Оскарас Коршуновас. (На позапрошлом NET показывали его спектакль "Огнеликий" -- публика вздрагивала, когда по сцене разливали нечто, отчетливо пахнущее керосином, и собирались поднести спичку; сама история любви брата и сестры, прикончивших родителей, пугала несколько меньше).
Затем, 8 и 9 декабря, наступит черед копродукции: появится "Бытие №2", премьера, сотворенная по заказу фестиваля NET и немецкого фестиваля "Театр мира". Историю о Боге и жене Лота, выясняющих отношения друг с другом, сочинила находящаяся в больнице Антонина Великанова. Ее диагноз -- острая шизофрения, и то, что текст был передан через лечащего врача, было специально оглашено на пресс-конференции Иваном Вырыпаевым -- "надежда русской драматургии" (так звучит название одной из премий, врученных за последние годы автору нашумевшей пьесы "Кислород") обрабатывал этот текст для театра.
Еще два отечественных режиссера (они же актеры, они же клоуны, они же эксцентрики и певцы эстетики питерских коммуналок) появятся в те же дни на сцене Государственного театра наций -- там "Русский инженерный театр АХЕ" сыграет спектакль "Господин Кармен". Испанской табачницы на сцене не будет -- будет лишь невозможная мечта о ней.
А в центре программы сверкнет недавняя премьера МХТ - «Изображая жертву» братьев Пресняковых, поставленная Кириллом Серебренниковым. (История о молодом человеке, выбравшем в качестве профессии редкое занятие -- изображение жертв на следственных экспериментах, -- поставлена модным московским режиссером в бодром темпе и сыграна мхатовскими актерами с фирменным умением изготовлять точные психологические портреты.) Закончится же программа фестиваля "Чайкой" венгерского театра "Кретакор" в минималистской постановке Арпада Шиллинга и двумя спектаклями знаменитого берлинского "Шаубюне ам Ленинер Плац": "Норой" Ибсена и "Концертом по заявкам" Франца Ксавера Креца. В один из дней -- 13 декабря -- "Нору" в Театре Моссовета сыграют в 19.00, а "Концерт по заявкам" в ЦИМе в 23.00, и можно будет в один вечер сравнить, как режиссер Томас Остермайер и актриса Анн Тисмер работают с классической и современной пьесой.
Валерий Фокин, присутствовавший на пресс-конференции как руководитель Центра имени Мейерхольда (на сцене которого в основном пройдет фест), сказал несколько слов о том, как для ЦИМа важно, что они с NET стали "сопартнерами, соучастниками", как важно открывать новые имена и как его "радует, что заняты актеры Александринки" (Александр Баргман играет в "Бытии №2"). А хореографы, видеорежиссеры и художники Николь и Норбер Корсино пригласили всех на свою выставку "Топология мгновения" в Музей архитектуры, где до 12 декабря будут выставлены одиннадцать посвященных танцу инсталляций. Выставка эта тоже проходит в рамках фестиваля NET, не признающего границ между видами искусств.
Анна ГОРДЕЕВА