|
|
N°213, 22 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Одноразовые моряки
В экипажах затонувших кораблей было слишком много автомобилистов
В субботу в Приморье были объявлены итоги расследования двух недавних кораблекрушений в Японском море. По данным транспортной прокуратуры Находки, одной из главных причин гибели теплоходов «Ароса» и «Вест», затонувших в 40 милях от побережья Приморского края 2 ноября, стали неграмотные действия экипажей во время шторма. Во время следствия выяснилось, что в их составе было слишком много людей, не имевших к морю никакого отношения. Каждый третий из них ехал в Японию за автомобилями. Ранее было установлено, что экипажами судов были допущены ошибки при погрузке, нарушили свои должностные полномочия и комиссары портов, выпустившие суда в море, несмотря на неблагоприятную метеосводку.
Сухогруз «Ароса» и теплоход «Вест» затонули 2 ноября с разницей в 13 часов во время шторма примерно в 40 милях от побережья Приморского края. Экипажи судов, следовавших в Японию под флагами Камбоджи и Монголии, были полностью российскими. Официально корабли везли в Японию лес и уголь. Обратно они должны были вернуться с машинами. В течение двухнедельной поисково-спасательной операции удалось обнаружить живыми лишь девять человек: семь человек с «Аросы» и двоих с «Веста». Еще 33 моряка погибли. Источники "Времени новостей" в Дальневосточной таможне утверждают, что у одного из погибших моряков под гидрокостюмом были обнаружены надежно упакованные свертки с валютой -- приблизительно 100 тыс. долл. По этому факту таможня проводит отдельное расследование.
При расследовании же собственно обстоятельств гибели судов выясняется давно известный на Дальнем Востоке факт: экипажи отправляющихся в Японию кораблей комплектуются непрофессионалами, беспомощными перед стихией. Например, сбросив спасательный плот, члены экипажей одного из тонувших судов не придумали ничего лучше, чем привязать его к уходящему под воду борту. Многие не смогли даже правильно надеть спасательные жилеты. Как уже установлено, фактически экипажи «Аросы» и теплоход «Веста» набирались на один-единственный рейс, оказавшийся последним.
Приморские капитаны прекрасно знают о том, что нанимают на свои суда отправляющихся за автомобилями туристов, но молчат, так как на лжеморяках можно хорошо сэкономить. Жители Приморья также считают возможность побыть недельку матросом очень выгодной, поскольку в этом случае не нужно платить за проезд и оформлять визу в Японию -- паспорт моряка дает право многократного въезда в Страну восходящего солнца.
В Приморье ни для кого не секрет, что каждый второй моряк зарабатывает именно на автоимпорте. Благосостояние многих сухопутных приморцев также прямо или косвенно связано с торговлей подержанными автомобилями. Недавняя катастрофа пассажирского судна «Антонина Нежданова» в одном из японских портов стала трагедией для многих владивостокцев. Купленные за десятки тысяч долларов японские джипы падали тогда в залив, словно скорлупки от семечек. На крупнейшем автомобильном рынке «Зеленый угол» в пригороде Владивостока ежедневно заключаются 200--300 сделок купли-продажи машин. Ажиотажный спрос на автомобили с японских свалок привел к тому, что цена на них резко подскочила. За самую завалящую «Тойоту» покупателю приходится выкладывать лишние 150--300 долл., не говоря уже о современных моделях внедорожников. Так что практика приема на работу непрофессиональных моряков скорее всего будет процветать и дальше, несмотря на участившиеся катастрофы.
Пожар на российском траулере
Вчера, кстати, южнокорейские морские спасатели потушили пожар на российском траулере "Алмаз", загоревшемся в территориальных водах Республики Корея. Судно следовало из Пусана в Охотское море на промысел сельди. Огонь на судне вспыхнул ночью после взрыва, причина которого пока остается невыясненной. После взрыва загорелась верхняя надстройка судна, корейским спасателям понадобилось десять часов, чтобы справиться с огнем. Экипаж траулера состоял из 73 человек. 48 из них -- граждане России, 25 -- граждане Республики Корея. Спасены 72 человека, в том числе все россияне. Неизвестна судьба одного корейского рыбака.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Екатерина ГОРДЕЕВА