|
|
N°112, 28 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хозяин Приморья
Михаил Касьянов взял на себя регион
В ходе своей поездки во Владивосток Михаил Касьянов раз за разом повторял, что введение прямого президентского правления в Приморском крае маловероятно. Судя по всему, премьер не лукавил -- власть в крае переходит от губернатора не к президентским, а к правительственным структурам.
Визит г-на Касьянова в Приморский край, похоже, не случайно состоялся буквально на следующий день после того, как свежеизбранный губернатор Приморья Сергей Дарькин поклялся служить интересам края. Поскольку новый губернатор еще не успел освоиться, премьер чувствовал себя хозяином положения. Поначалу, правда, в роли встречающего пытался выступить полпред президента по Дальнему Востоку Константин Пуликовский, но его претензии на гостеприимство и радушие были пресечены. Два совещания -- по ситуации в энергетике Дальнего Востока и по подготовке к зиме в Приморье вел лично премьер. Характерная деталь -- вопреки традиции на пресс-конференции по итогам этих совещаний не было ни нового губернатора, ни президентского полпреда. На все вопросы о будущем Приморья отвечал Михаил Касьянов.
Что касается совещаний, то на них слово предоставляли всем, но, видимо, по петровскому принципу: "дабы дурость каждого хорошо видна была". Поэтому, хотя заседания растянулись в общей сложности на восемь часов, после их окончания Михаил Касьянов с некоторым даже удовлетворением сообщил, что если чиновники прочих дальневосточных губерний более-менее компетентны, то "знания приморских в области экономики просто удручают".
Последняя пресс-конференция проходила на ТЭЦ-2 поздним вечером. Михаил Касьянов рассказывал, на каких условиях правительство готово предоставить краю трансфертов на общую сумму 5,6 млрд рублей ("один из самых больших трансфертов в России", -- заметил г-н Касьянов). На стоящего же у него за спиной Сергея Дарькина (которого, кстати, премьер ни разу не назвал по имени, именуя его "новым губернатором Приморья") смотреть было страшно. Куда-то делся волевой подбородок, после бесед с премьером лицо губернатора постоянно дергалось, и он в прямом смысле жевал губы. Иногда г-н Дарькин бросал взгляд на спину г-на Касьянова, и ничего доброго в этом взгляде не было.
"Нового губернатора Приморья" можно понять. Победить на выборах и вместо власти получить какой-то (как сказал один приморский журналист) "обмылок" -- удовольствие ниже среднего. В обмен на трансферты и признание полноценным губернатором Сергей Дарькин потерял права управления финансами края. Теперь бюджет Приморья будет верстаться под руководством правительства, а исполнять его будет федеральное казначейство. В ближайшее время пройдет проверка финансовой деятельности краевой администрации.
Накануне этого события два бывших заместителя Евгения Наздратенко, Валентин Дубинин и Константин Толстошеин, поочередно исполнявшие обязанности губернатора, всерьез и надолго слегли в больницу. Более мелкие чиновники ищут работу, надеясь покинуть администрацию до начала проверки. Что же касается тех, кто придет им на смену, то премьер пообещал в течение десяти дней прислать людей из правительства, которые проведут с ними "семинар". По его итогам, видимо, и будут набирать новых сотрудников. И, логически рассуждая, московский Белый дом будет этим людям куда ближе, чем губернатор Дарькин. Чуть позже "зачистка" ожидает и чиновников более низкого уровня -- городского и районного. Ими, по словам премьера, займутся где-то через месяц.
Специальный человек в ранге заместителя министра энергетики будет следить за поставками топлива. "Я, конечно, не думаю, что здесь все воруют, -- премьер сделал ударение на слове "все", -- но давайте сделаем финансы прозрачными".
В общем, как заметил на обратном пути один правительственный чиновник: "Дарькин -- это вам не Наздратенко -- слабоват оказался".
Впрочем, совершенно не исключено, что это только первый этап войны за Приморье. Среди обиженных премьером оказался полпред президента Константин Пуликовский, который сам претендовал на роль первого человека в Приморье. А его даже не взяли на пресс-конференцию.
Правда, и сам полпред отказался комментировать итоги визита премьера, отрядив выразить удовлетворение своего первого зама и неудачливого кандидата в губернаторы Геннадия Апанасенко. Сторонники полпреда уже отметили, что после окончания совещаний премьер первым делом отправился на трамвайную остановку, где пообещал народу навести в крае порядок. А общение с народом и раздача ему всяческих обещаний у нас в стране -- прерогатива совсем другого человека. Владимира Путина.
Владимир ШПАК, Владивосток