|
|
N°112, 28 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ловкость рук и никакой собственности
Закон о холдингах делает бессмысленной приватизацию
Для того чтобы обладать собственностью, ее теперь совсем необязательно покупать. Именно это следует из принятого вчера Госдумой закона о холдингах.
Он определяет статус холдингов, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности их участников. Чтобы зарегистрировать холдинг, достаточно «совокупности двух или более юридических лиц, связанных между собой холдинговыми отношениями по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников». Такие отношения возникают при «преобладании участия головной компании» в управлении или при наличии договора о создании холдинга.
В законе прописано, что в холдинги могут входить государственные унитарные предприятия (ГУПы). По мнению зампреда комитета по собственности Григория Томчина, это означает, что приватизация госсобственности как таковая становится неинтересна бизнесу. «Зачем вкладываться в собственность, если есть возможность «приватизировать» финансовые потоки. Нынешний закон и действующий УК позволяют правительству на основании обычного договора передавать любой частной структуре любые унитарные предприятия, -- считает г-н Томчин. -- Туда могут быть сложены, к примеру, все оборонные ГУП, что позволит отдельным структурам и даже частным лицам ими управлять, не неся за это никакой ответственности».
При этом, по мнению юристов думского комитета по собственности, закон становится никому не интересен, если из него выкинуть государственные унитарные предприятия. Если положение о включении ГУП в состав холдингов убрать, он становится почти неотличим от закона об АО. С тем, правда, отличием, что в законе об АО ответственность головной компании перед своими "дочками" детально прописана, а в законе о холдингах она практически отсутствует.
То, что закон удалось протащить через Думу, стало полной неожиданностью для комитета по собственности. Это случилось в тот момент, когда члены комитета корпели над законопроектами по дебюрократизации, законом о приватизации и Земельным кодексом.
Когда депутаты стали разбираться, откуда же выплыл документ, выяснилось, что его внесли еще в 1994 г., но отклонили. Затем знамя подхватил депутат Адриан Пузановский, который провел его через коммунистическую Думу, но проект отклонил президент. И вот закон вновь стал актуален. Вчера же по горячим следам руководство комитета по собственности приняло решение обратиться к сенату и президенту с просьбой отклонить закон.
Единой версии о том, кому выгодно появление закона, пока не существует. В комитете по собственности газете «Время новостей» намекнули, что закон очень выгоден Минпромнауки. В программе реструктуризации оборонки, которую рассматривало правительство в начале апреля, прямо предлагается: создать несколько десятков крупных холдингов, которые объединят профильные оборонные предприятия. Могут быть и иные заинтересованные, например Минатом, внутри которого периодически возникают планы объединить все ГУП в единую цепочку с действующими АО. На этом, впрочем, список заинтересованных ведомств не закрыт.
Екатерина КАЦ