|
|
N°112, 28 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большой театр остается без художественного руководства
Им будет управлять менеджер
Место за пультом Большого театра, которое так стремительно и скандально покинул Геннадий Рождественский, пустовало недолго. Вчера утром гендиректор Большого Анатолий Иксанов подписал заявление Александра Ведерникова-младшего о приеме его на работу главным дирижером театра. Выбор Иксанова, за которым угадывается художественное чутье министра культуры Михаила Швыдкого, очень неплох. Ведерников обладает сразу несколькими очевидными достоинствами. Он молод (37 лет), активен, вменяем и неизбалован -- то есть является полной противоположностью своего именитого предшественника Рождественского, павшего под грузом собственных амбиций и обид. Вместе с тем фамилия избранника Иксанова овеяна легендами и для музыкальной общественности в рекомендации не нуждается: дирижер -- сын знаменитого баса Большого театра, народного артиста России Александра Ведерникова.
Дирижерская карьера Ведерникова-младшего началась давно и сложилась успешно: классическое образование (Московская консерватория), работа ассистентом у таких мэтров, как Федосеев и Светланов (влиянию последнего приписывается повышенная эмоциональность музыкальных трактовок и эффектность ведерниковских поз), организация собственного оркестра «Русская филармония», в последние годы -- необычайная востребованность за рубежом. Ведерников -- дирижер-универсал. Он умеет работать и в оперной яме, и на концертной сцене. Кроме того, привлекательны и его административные способности. Ведерников сумел не только создать беспрецедентный проект -- полноценный симфонический оркестр при канале ТВ-6, -- но и возродить коллектив после, казалось бы, навсегда похоронившего его августовского кризиса. Оркестр с удивительным названием «Русская филармония ТВ-6, Москва», просуществовав с 1995 по 1998 год, появился вновь этим мартом уже без телевизионного окончания и в качестве оркестра Москвы (то есть Лужкова). В этом сезоне оркестр дал семь концертов (в числе которых было два в храме Христа Спасителя и один на открытии Международного фестиваля каскадеров), все под руководством своего худрука. На следующий сезон запланировано порядка сорока выступлений, из них худрук должен продирижировать процентов семьдесят.
Вот такая у Ведерникова продуктивность, и, судя по заверению администрации «Русской филармонии», снижать он ее не собирается даже в связи с появившимися в его жизни новыми большими горизонтами. «Оркестр -- его ребенок; основным условием при даче согласия на должность главного дирижера Большого театра было то, что он свой оркестр не оставит», -- так прокомментировали в «Русской филармонии» назначение Ведерникова.
Но если «Русская филармония» без дирижера не останется, то есть большая вероятность, что Большой театр останется без художественного руководителя. Ведерников приходит не совсем на смену Рождественскому, который этот пост занимал и для которого он был, собственно, и придуман. Если Рождественский с Иксановым были на равных, то взаимоотношения Иксанова с Ведерниковым строятся по принципу «начальник -- подчиненный». На той же ступеньке, что «главный дирижер», могут стоять «главный балетмейстер», «главный режиссер» и т.д. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках Иксанова -- дельного менеджера, никогда художественными проектами не занимавшегося. Кто будет осуществлять художественную политику театра, остается загадкой. Не исключено, что Большой театр ждет время «серых кардиналов».
Екатерина БИРЮКОВА