Время новостей
     N°112, 28 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2001
«Приднестровье желает стать субъектом Российской Федерации»
Ожидания, что с приходом к власти в Молдавии коммунистов в урегулировании давнего приднестровского конфликта произойдет прорыв, не оправдались. Тирасполь разочарован позицией и Кишинева, и Москвы. Об этом корреспондент газеты «Время новостей» Светлана ГАМОВА беседует с бессменным председателем Верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Григорием МАРАКУЦЕЙ.

-- Вы участвовали в переговорах с Кишиневом, когда у власти там были национал-радикалы, затем аграрии, демократы. Теперь -- коммунисты. Что изменилось?

-- Задолго до прихода к власти в Молдавии коммунистов я говорил, что вести диалог с ними будет сложнее. Потому что они не станут выполнять соглашения, подписанные прежними руководителями Молдавии с Приднестровьем. Так и случилось. Игнорируются даже документы, подписанные президентами стран-гарантов -- России и Украины, а также председателем ОБСЕ. В 1995 году подписано соглашение о гарантиях безопасности. Молдавия и Приднестровье обязались не участвовать в тех структурах или программах, которые противоречат интересам сторон. Молдавия тем не менее вступила в ГУУАМ. Существует договор о взаимном неприменении силы, что подразумевает недопущение политической, экономической и других блокад. Несмотря на это, Кишинев направил в различные международные организации послания, в которых просит не вступать в контакт с руководством и экономическими агентами Приднестровья. Иначе как блокадой не назовешь совместные действия руководства Молдавии с определенными структурами Российской Федерации в последнее время. Наши грузы тормозят на российской границе, подвергают тщательной проверке, убеждают получателей не работать с Приднестровьем. У нас есть информация, что российские правоохранительные органы получили специальный циркуляр.

-- Поставки в Россию уменьшились?

-- Практически прекратились. В результате блокады мы потеряли в последние месяцы 8 млн долларов.

-- Известные тираспольские коньяки, кстати лучшие в Молдавии, в московских магазинах теперь не купить?

-- В Россию они теперь не идут. Но отправляются на Украину, в Германию, США и другие страны. Приднестровье экспортирует на Запад 60% своей продукции. Экспорт нашего региона, занимающего 12% территории Молдавии, превышает экспорт Кишинева. И это при том, что Молдавии открыты двери международных финансовых организаций, а нам туда вход воспрещен. В соответствии с меморандумом 1997 года Приднестровье имеет право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, а также участие вместе с Кишиневом в обсуждении на международном уровне тех вопросов, которые затрагивают интересы региона. Это не выполняется. Кто, например, решил, что мы согласны вступить вместе с Молдавией в ВТО? Ни Молдавия, ни Приднестровье не готовы конкурировать с западными производителями, потому разумно было оговорить определенный срок адаптации. Те условия, на которых Молдавия вступила в ВТО, -- шаг губительный.

-- Как реагируют на нарушение соглашений гаранты?

-- Верховный совет Приднестровья намерен обратится к странам-гарантам и в ОБСЕ с просьбой объяснить, почему молдавская сторона не выполняет соглашения. Если же линия открытой блокады Приднестровья согласована с Кремлем, значит, Россия, основной гарант, содействует Кишиневу. Положение изменилось бы, если бы все подписываемые Кишиневом и Тирасполем документы ратифицировались молдавским парламентом, правительство будет исполнять любой документ только по поручению парламента. На последней встрече с президентом Молдавии мы высказали только предложение, но Владимир Воронин заметил, что одобрение парламента не обязательно.

-- Владимир Воронин передал вам предложения по статусу Приднестровья. Что предлагается?

-- Предлагается фактически стать не более чем уездом. До начала выборной кампании в Молдавии Владимир Воронин, теперь президент, а тогда только лидер компартии, говорил, что ничего страшного в слове «федерация» нет. Теперь в Кишиневе этой формулировки боятся как огня.

-- Если бы Кишинев предложил вам федерацию, вы бы согласились?

-- Нам пока этого не предлагали, потому и говорить не о чем.

-- У Приднестровья по-прежнему жесткая позиция -- только конфедерация?

-- У нас гибкая позиция. В 1991 году мы решили (после всенародного референдума) строить независимое от Молдавии государство. Затем пошли на компромисс, согласившись на общее. Но в нем мы хотим быть с Молдавией на равных. От Кишинева мы ничего нового вот уже 10 лет не слышим.

-- Президент Молдавии высказал мнение о том, что миротворческая миссия в Приднестровье себя исчерпала. Каково ваше мнение?

-- Не надо проявлять поспешность в выводе миротворческих сил, в частности российских, из зоны безопасности на Днестре. Безусловно, мы и сами можем за себя постоять. И Молдавия тоже. Но смысл присутствия здесь российских МС в том, чтобы ни у нас, ни у Молдавии не появилось этого желания -- постоять за себя. Мы предлагаем Кишиневу изменить политику в отношении российского военного присутствия в регионе, сформулированную еще во времена экс-президента Снегура, утверждавшего, что российские войска -- оккупационные. Если коммунисты были искренни в предвыборных обещаниях и присоединение Молдавии к Союзу Белоруссии и России когда-нибудь состоится, зачем выводить войска с территории единого союза? Мы уверены, что российские войска здесь нужны для безопасности самой же Молдавии. Если бы в 1992 году в Приднестровье не стояла 14-я армия, во время вооруженного конфликта в Молдавию вошли бы румынские войска (то, что это готовилось, общеизвестно) и, естественно, там бы и остались. Изменив отношение к российскому военному присутствию, Владимир Воронин доказал бы свою действительную лояльность по отношению к России.

-- Присоединение Молдавии к Союзу Белоруссии и России, на ваш взгляд, близкая или далекая перспектива?

-- Это предвыборный лозунг, благодаря которому молдавские коммунисты получили большинство голосов избирателей, причем не только русскоязычных, но и молдаван.

-- Депутаты Госдумы обсуждают законопроект о механизме принятия в Российскую Федерацию новых субъектов. Приднестровье не желает пополнить список?

-- Желает. Мы даже написали об этом в Госдуму. К сожалению, нас там не желают...

Беседовала Светлана ГАМОВА