|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Топливо для интеграции
Ruhrgas расширяется вместе с Европой
Решение о дальнейшем расширении ЕС, принятое на последнем саммите Евросоюза в Ницце, -- это только вершина айсберга. В точном соответствии с постулатами Карла Маркса, в основе политики Старого Света лежит экономический интерес, и ведущие европейские компании давно уже своими средствами строят единую Европу, одновременно и расширяя, и углубляя интеграцию.
Принятая несколько лет назад немецким концерном Ruhrgas концепция преобразования в интегрированную европейскую газовую компанию себя оправдала, и ее реализация продолжится. Об этом заявил недавно председатель правления концерна Фридрих Шпэт. Экспансия Ruhrgas охватила уже дюжину европейских стран, где средства предприятия вложены в различные проекты и приобретение долевого участия в местных газовых компаниях (так, сейчас немцы проявляют большой интерес к предстоящей приватизации норвежского нефтегазового гиганта Statoil), а также заключены контракты на поставки газа иностранным заказчикам.
Последнее не всегда по душе главному партнеру-поставщику Ruhrgas -- российскому «Газпрому». Еще в середине 90-х в Москве с досадой реагировали на экспортные соглашения между эссенским концерном и Чехией. Ведь прежняя Чехословакия десятилетиями оставалась монопольным рынком СССР. К тому же, негодовала Москва, в Чехию немцы продают закупленный ими российский же газ. Впрочем, «Газпрому» пришлось согласиться с аргументами Ruhrgas: законодательства европейских стран в области энергетической безопасности (Чехия не исключение) требуют закупать энергоносители минимум из двух различных источников. А на вопрос о том, чей газ поступает от Ruhrgas по реэкспорту к его зарубежным покупателям, также нет однозначного ответа. Россия хоть и числится главным поставщиком для Ruhrgas, но ее доля в общей газовой «микстуре» не превышает 35%. Остальной газ эссенцы получают от собственной добычи (17%), из Норвегии (26%), Нидерландов (16%), а также из Великобритании и Дании (по 3%).
В недавней беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» представитель Ruhrgas заметил: «Мы считаем себя свободными продавать природный газ тому, кому сочтем необходимым». Только в прошлом году экспортные поставки Ruhrgas за рубеж выросли на целых 32% и достигли 3,84 млрд кубометров. Ruhrgas поставляет газ в десять европейских государств, и самыми крупными импортерами являются партнеры в Швейцарии, Великобритании, Венгрии и Австрии, с 2000 года начались поставки в Люксембург и Польшу.
Недавно Ruhrgas посетили премьер Сербии Зоран Джинджич и спецпредставитель ЕС по пакту стабильности на Балканах Бодо Хомбах. Для Сербии стабилизация энергоснабжения критически важна: прошлую зиму страна пережила с большими трудностями, сербские руководители уже не раз приезжали в Москву с одной целью -- восстановить стабильные поставки российского газа. В Эссене гости беседовали с заместителем председателя правления Ruhrgas Бургхардом Бергманном, и он обозначил «принципиальный интерес» концерна к Белграду. В 1998 году потребление природного газа в Сербии составляло 2,5 млрд кубометров. Примерно треть покрывалась за счет собственного производства, остальное поступало через Венгрию из России.
Конкуренция с другими продавцами и производителями Ruhrgas нисколько не смущает, компания готова к соперничеству, но, как неоднократно заявляли ее руководители, не в рамках навязываемой Еврокомиссией «либерализации», которая на деле превращается в «регулируемую систему», что-то вроде «госкапитализма» на европейском уровне. В Эссене уверены, что брюссельская «принудительная конкуренция» в конечном итоге приводит не к снижению цен, а к возникновению дефицита. «Конкуренция в Германии гораздо более развита по сравнению с большинством других стран ЕС», -- отметил Шпэт. В отличие от прочих стран ЕС в Германии никогда не было монополистической структуры газовой отрасли. Кроме того, для немецкого газового рынка характерна конкуренция в области транспортировки газа. Поэтому, как считают в Ruhrgas, речь должна идти об активизации существующей конкурентной борьбы в отрасли, возникшей на базе частных предприятий. «Мы критически относимся к представленным Европейской Комиссией предложениям относительно новой Газовой директивы, нацеленной на внедрение принудительной системы регулирования во всех странах ЕС. Попытки усиления регулирования преследуют даже такие цели, как управление инвестициями», -- говорит Фридрих Шпэт.
Взамен этого на основе принятого в Германии соглашения между отраслевыми союзами Ruhrgas предлагает другим газовым компаниям на коммерческой основе не только доступ к собственным газотранспортным сетям, но и подземным хранилищам. При этом тарифы Ruhrgas за транспортировку и хранение «чужого» газа -- одни из самых выгодных в ЕС. С середины 2000 года предоставлением этих услуг в Эссене занимается специальный департамент компании. «Тем самым, -- заявил Фридрих Шпэт, -- мы идем даже дальше требований Газовой директивы Европейского Союза».
Юрий ШПАКОВ, Эссен--Берлин