|
|
N°212, 19 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мягкий доллар
Американская валюта стремительно дешевеет
Доллар продолжает свое головокружительное падение, устанавливая новые рекорды. Вчера американская валюта достигла очередного исторического минимума по отношению к евро (1,3074 долл. за евро), а ее официальный курс к рублю упал сразу на 13 коп., до 28,53 руб. Эксперты полагают, что и это далеко не предел. Пока США хранят верность политике, предполагающей сохранение огромного бюджетного и внешнеторгового дефицита, а Европейский центральный банк не решается на интервенции в поддержку доллара, в реальность роста некогда самой стабильной валюты мира мало кто верит. Хотя многие хотели бы: увеличивающийся разрыв между долларом и евро бьет по экономике стран Европы -- в результате укрепления позиций евро их экспорт становится все менее конкурентоспособным.
После победы Джорджа Буша на выборах в Америке доллар снова начал снижаться по отношению ко всем мировым валютам. «Дилеры понимают, что слабый доллар нужен США как воздух, -- говорит один из экспертов, -- плавная девальвация национальной валюты частично нивелирует нарастающий дефицит платежного баланса и госбюджета». На этой неделе доллар уже дважды пробил исторический минимум. На дилеров подействовало высказывание министра финансов США Джона Сноу, который де-факто высказался против интервенций ЕЦБ, заявив, что валютные курсы должен определять рынок.
Любопытно, что во вчерашнем падении доллара к евро в мире дилеры увидели роль российского Центробанка. Зампред ЦБ Константин Корищенко вчера заявил Reuters, что евро будет иметь большее значение при определении реального эффективного курса рубля, добавив, что доля европейской валюты в резервах ЦБ увеличилась с 10 до примерно 25--30%. «Доля евро увеличилась в нашей корзине валют, поскольку у нас больше торговых партнеров в странах зоны евро или в тех странах, где местная валюта привязана к евро», -- сказал он. Еще несколько лет назад такое заявление российского чиновника вряд ли кто-нибудь заметил бы, но теперь, когда золотовалютные резервы России возросли до 113 млрд долл., предпочтения Банка России возымели влияние за пределами страны. «Если возникает предположение, что они (ЦБ РФ. -- Ред.) намерены покупать евро, то это плохая новость для доллара», -- отмечает эксперт Mellon Financial Corporation Ян Ганнер.
В России на курс доллара традиционно давят приток экспортной выручки нефтяных компаний и предложение валюты со стороны корпораций, делающих высокие зарубежные заимствования. Центробанку в этих условиях рост евро тактически выгоден, ибо позволяет пойти на укрепление рубля к доллару без вреда для реального эффективного курса национальной валюты. ЦБ не может «поддерживать стабильный курс рубля, если доллар падает на мировых рынках», отмечает г-н Корищенко. «Но при этом есть один плюс -- какое-то время можно не скупать доллары на рынке, дестимулируя инфляцию и не нарушая статистику по реальному укреплению курса». Как известно, инфляция уже частично вышла из-под контроля ЦБ в этом году (по прогнозам экспертов, по итогам года рост потребительских цен может составить 11--12% против планировавшихся 10%), а значит, скупка долларов и, как следствие, вливание дополнительного количества рублей в российскую экономику нежелательны для ведомства Сергея Игнатьева. Вчера ЦБ вновь оставил доллар без поддержки, позволив ему упасть к рублю на 14 коп., до 28,53. «Рынок достаточно агрессивно реагирует на рост евро и готов был продавать доллар с утра, ожидая возможных шагов по укреплению евро. Эта тактика себя оправдала», -- резюмирует дилер Райффайзенбанка Сергей Щепилов.
Европе же сильный евро грозит снижением экономического роста: ведь такая ситуация ведет к снижению конкурентоспособности экспорта. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экспертный совет из пяти ведущих немецких институтов в прогнозе на 2005 год определил рост ВВП в Германии на уровне лишь 1,4% при курсе 1,27 долл. за евро. Теперь же ожидается, что этот показатель будет существенно ниже.
Впрочем, слабина доллара для Европы имеет и приятную сторону. Ведь таким образом сдерживается дальнейший рост цен на нефть и природный газ -- энергоносители торгуются в американской валюте. Без сильного евро в эти дни шок у заправочного крана был бы для европейцев куда более болезненным.
А на простых европейцев драматические колебания валют в повседневной жизни, по сути, не влияют. На всей территории еврозоны и рынках Восточной Европы, которые играют все более важную роль для ЕС и где расчеты ведутся в евро, с начала введения евро в 1999-м царит стабильность. Поэтому все уже успели привыкнуть к тому, что «один евро -- это один евро».
Георгий ШТОЛЬЦ, Юрий ШПАКОВ, Берлин