|
|
N°212, 19 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздушная рулетка
Авиапассажиры в России женщин в черном боятся больше, чем урагана
Минтранс под предлогом обеспечения безопасности авиаперевозок может сегодня предлагать даже самые жесткие меры, не только создающие неудобства, но и ограничивающие права пассажиров. Те, кто регулярно пользуется услугами авиакомпаний, примут это с пониманием. О готовности авиапассажиров предоставить руководству транспортного ведомства карт-бланш на борьбу с терроризмом свидетельствует социологическое исследование «Безопасность московских аэропортов», проведенное недавно сайтом «Гласность» совместно с аналитическим центром «Бизнес и маркетинг» («B&M»). Согласно обнародованным вчера результатам, авиапассажиры, которых социологи опрашивали в столичных аэропортах, с удивительным единодушием (96%) одобрили усиление контртеррористического контроля -- даже несмотря на то, что в результативность мероприятий по безопасности четыре пятых респондентов не верят.
Напомним, что после августовской катастрофы двух вылетевших из Домодедово самолетов Ту-134 и Ту-154 Министерство транспорта потребовало от администраций аэропортов усилить меры безопасности: установить металлодетекторы, обеспечить 100-процентный досмотр пассажиров и багажа и даже ввести профайлинг -- психологическое собеседование с вылетающими. В планах министерства -- глобальная модернизация оборудования досмотра и контроля в терминалах и аэровокзалах, причем заплатить за это предлагается в том числе и пассажирам. Во всяком случае, транспортные чиновники уже озвучили идею введения обязательного аэропортного сбора на безопасность, который, по их оценкам, может увеличить цену билета примерно на 10 долл. И хотя этот вопрос пока даже не выносился на правительственный уровень, похоже, что россияне готовы не только платить деньги за безопасность, но и поступиться своими гражданскими свободами. Об этом заявило 70% участников опроса. Как признало 55% опрошенных пассажиров, во время своих поездок они опасаются террористической угрозы.
Помимо общих вопросов о безопасности авторы исследования попросили пассажиров ответить и на конкретные -- сравнить работу трех главных столичных аэропортов. Выяснилось, что быстрее всего можно пройти паспортный контроль в Домодедово, оперативность его служб отметило 38% опрошенных. Почти так же быстро и четко, по мнению еще 36% респондентов, действуют и их коллеги из Шереметьево. А вот работой контролеров из Внуково довольно всего 26%. Когда опрошенным предложили сделать выбор в пользу самого безопасного аэропорта Москвы, они проголосовали за Шереметьево и Домодедово (по 38%). На долю Внуково пришлось всего 24% голосов.
У участников опроса также поинтересовались, какие факторы вызывают у них наибольшее беспокойство в здании аэровокзалов. Как оказалось, пассажиров не беспокоит, например, плохая метеосводка или отсутствие у самолета Ил-96 системы сближения с землей, что может вызвать запрет их полетов в Европу. «Среди факторов, которые вызывают беспокойство, респонденты на первом месте выделили наличие людей со смуглой кожей и женщин в черном, -- сказал директор «B&M» Владимир Феценко. -- Другим фактором, вызывающим страх и беспокойство, являются группы сотрудников милиции. И наконец, дискомфорт пассажирам приносит известие о том, что рейс, которым им предстоит лететь, чартерный».
Ирина БЕЛАШЕВА