|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Держатели контрольного пакета
Евросоюз к России все ближе
Вице-премьер Виктор Христенко, который возглавляет комиссию по сотрудничеству между Россией и Евросоюзом (на Западе его называют «мистер Европа»), любит говорить: после расширения ЕС у Брюсселя окажется «контрольный пакет» в торговле с Россией. На долю единой Европы, в составе которой уже в 2004 году, очевидно, будут не только Польша, Венгрия и Чехия, но даже и Эстония, придется более 50% всего товарооборота России. Готова ли Москва к расширению? Эту тему корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ЛАБЕЦКАЯ обсудила с ведущими российскими экспертами.
-- Начиная с 90-х годов в отношениях между Россией и Западом ведется очень активная полемика на тему о расширении НАТО, в то время как о расширении ЕС «вспомнили» сравнительно недавно. Значит ли это, что расширение ЕС для нас имеет меньшее значение?
Сергей Благоволин, президент Ассоциации Евроатлантического сотрудничества, профессор: -- Расширение Евросоюза по существу гораздо большая проблема для нас, чем расширение НАТО. Но не потому, что оно как-то нацелено против России, а по масштабу изменений, которые оно вызывает. На континенте идет фундаментальный и необратимый процесс адаптации все большего количества стран друг к другу, этот процесс создает новое качество Европы, а мы в нем не участвуем.
Владимир Шенаев, зам. директора Института Европы РАН, член-корреспондент РАН: -- Расширение НАТО угрожает нашей безопасности, мы против этого возражали, возражаем и будем возражать. Расширение ЕС -- другое дело, оно на нас отрицательно не повлияет. Для нас в целом неплохо, что наши бывшие партнеры по СЭВ, которые сейчас вступают в ЕС, будут теперь ориентироваться на нормы Евросоюза. Расширение ЕС -- это для нас импульс к развитию.
Андрей Федоров, директор политических программ Совета по внешней и оборонной политики: -- Расширение Евросоюза абсолютно неизбежно и должно приветствоваться Россией по всем направлениям. Оно дает нам новые возможности -- и экономические, и политические. Когда, скажем, Эстония вступит в Евросоюз, торговать с ней, как раньше, мы уже не сможем. Нам придется следовать нормам ЕС, а значит, начать реальную интеграцию в европейское пространство.
Олег Богомолов, почетный директор ИМЭПИ РАН, академик РАН: -- Если мы заранее не договоримся с ЕС и с государствами-кандидатами о каких-то переходных стадиях, расширение будет связано с определенными потерями из-за единовременного распространения на вступающие страны новых правил. Связано это не столько с поставкой сырья и топлива, сколько с экспортом готовых изделий, продукции обрабатывающей промышленности, как раз они и могут быть затронуты.
Что нам делать в связи с будущим расширением ЕС?
Олег Богомолов: -- Во-первых, вести диалог с Европейским Союзом, ведь соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС предусматривает консультации, в частности, о более приемлемых и благоприятных для нас режимах торговли. Во-вторых, вести переговоры с самими странами-кандидатами. Если мы согласуем с ними какие-то шаги, которые облегчат торговые связи этих стран с Россией, то они затем могут включить эти предложения в документы о вступлении. Тем более что и Польша, и Чехия, и Венгрия очень заинтересованы в том, чтобы их торгово-экономические отношения с Россией не пострадали. Потому что в условиях единого экономического пространства этим странам будет значительнее сложнее конкурировать, чем торговать с Россией, поставлять свои товары на российский рынок.
Сергей Благоволин: -- Максимально расширять сотрудничество с Евросоюзом. Причем именно с ЕС в целом как с экономическим и политическим институтом. Это не исключает, конечно, двусторонние договоры со странами-кандидатами, но надо отдавать себе отчет в том, что с момента вступления они обязаны следовать единым нормам и правилам ЕС, так что заключать с ними какие-то специальные «переходные» соглашения особого смысла не имеет, лучше сразу адаптироваться к новой реальности.
Владимир Шенаев: -- Пока мы неконкурентоспособны, поэтому излишнее ускорение в либерализации внешнеэкономических связей с Европой может иметь для нас негативные последствия. Поэтому нам надо использовать переходный период в 5 лет, который нам дан по соглашению с ЕС. Они позволяют пока ограничивать именно те сферы, в которых мы очень отстаем. Есть ряд ограничений и квот по отдельным товарам, их надо снимать постепенно и осторожно.
Андрей Федоров: -- Прежде всего нужно проанализировать торгово-экономические связи с каждой из стран, которые готовятся стать членами ЕС. Во-вторых, модернизировать инфраструктуру. Например, если мы хотим и дальше нормально торговать с теми же Эстонией, Латвией, Литвой, нужны современные средства таможенного контроля. И самое главное -- нам нужно уже сейчас ставить нашу экономическую «лапу» на территорию этих стран, стремиться к тому, чтобы российский бизнес уже сегодня там укреплял свои позиции. Это будет полезно и для страны, и для бизнеса.
Беседовала Екатерина ЛАБЕЦКАЯ