|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страна тысяч кубометров
Финское слово в российско-европейском диалоге
Помимо возможного газопровода через Белоруссию и Польшу в рамках энергодиалога обсуждается еще один проект -- «северо-западная труба» через Финляндию и по дну Балтики в Германию. В конце апреля главы российского «Газпрома», немецких Ruhrgas и Wintershall и финского Fortum договорились о совместной проработке проекта Балтийского газопровода. Правда, обсуждение находится в самой начальной стадии; разработка ТЭО, бизнес-плана и концепции организации финансирования могут занять 3--4 года.
О «финском варианте» в Москве заговорили еще в середине 90-х. С распадом СССР на пути российского газа на Запад образовались новые страны, стремившиеся «стричь купоны» со своего положения, зачастую в ущерб поставщику и потребителю. Финляндия же в 1995 году как раз вступила в Евросоюз, став единственным пока государством ЕС, непосредственно граничащим с Россией. Да и без этого самый прямой путь в Европу с северных российских месторождений ведет через Страну тысячи озер. Крупнейший финский энергоконцерн Fortum Oy (прежде Neste Oy) располагает необходимым ноу-хау и технологией прокладки крупных газопроводов. Еще весной 1997 года российский «Газпром» и Fortum основали совместное предприятие NorthTransGas для изучения возможностей строительства газотранспортной системы через Финляндию и Швецию или через Финляндию и Балтийское море. Тогда же, в 1997-м, к «лоббированию» проекта подключился лично Борис Ельцин, побывавший в ноябре с государственным визитом в Стокгольме. Во время одного из выступлений президент вдруг отклонился от текста и начал в присущей ему манере убеждать шведов покупать российский газ, отказавшись наконец от морально устаревшего угля. Шведов это повергло в недоумение, поскольку углем там не пользуются уже несколько десятилетий. Премьер Йоран Перссон тогда дипломатично объяснил, что если «его друг» Виктор Черномырдин убедит его в том, что российский газ выгоден, он охотно рассмотрит этот вариант. Не убедил -- шведы до сих пор не проявляют интереса, ссылаясь на экологические проблемы. Проект забуксовал не начавшись: хотя Хельсинки с энтузиазмом поддерживал его, одно лишь финское потребление не могло обеспечить рентабельность (стоимость проекта 5--6 млрд долл.). В настоящее время годовые нужды Финляндии не дотягивают до 5 млрд кубометров -- менее 1% суммарной добычи «Газпрома», основной же источник финского электричества -- АЭС.
Правда, если рассматривать проект в целом, то на западноевропейский рынок должно ежегодно пойти до 40 миллиардов кубометров. Это, например, половина годового потребления Германии. Тенденции же развития газовой промышленности в Финляндии соответствуют общеевропейским: удельный вес газа в «коктейле» энергоносителей растет. А вот Швеция по темпам газификации пока отстает от соседа. Одной из причин эксперты называют как раз отсутствие газопроводной магистрали, которая приблизила бы шведов к российскому газовому крану. Незначительные объемы природного газа Швеция получает из Дании, откуда с помощью небольшого локального газопровода снабжаются энергией предприятия западного побережья. Но собственной добычи у датчан хватит ненадолго -- еще лет на десять. Сооружение трансскандинавской газотранспортной сети позволило бы обеспечить надежное и современное энергоснабжение полуострова на многие десятилетия вперед. Кстати, интерес Стокгольма к газовым богатствам России может подогреть постепенное закрытие атомных электростанций -- согласно референдуму 1980 года мирный атом должен «уйти» из Швеции к 2010 году.
Впрочем, главные рынки для российского газа расположены все же не в Северной, а в Центральной Европе, где уже сегодня за счет природного газа покрывается около 20% энергетической потребности, а эксперты предсказывают возможное удвоение этого показателя. Видимо, поэтому европейские партнеры России по трубопроводным консорциумам в большей степени ориентируются пока на новый польский транзит. В немецком концерне Ruhrgas, который участвует в обоих проектах (и Польша, и Балтика), дают понять, что реализовать в обозримом будущем удастся, очевидно, только один из них, скорее всего польский. Не исключено, что сдержанность немцев на северном направлении объясняется еще одним -- Ruhrgas, похоже, «положил глаз» на норвежскую монополию Statoil (Осло готовит ее приватизацию), которая объективно выступает конкурентом россиян на севере Европы. Ведь с газом в Швецию можно прийти не только с востока, но и с запада.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Игорь МАКСИМОВ