|
|
N°212, 19 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Либерализм нельзя транслировать из столицы"
Политическая культура отечественного либерализма давно изучается историками, но обществу об этом почти ничего не известно. Восстановить память о русских либеральных деятелях прошлого совместными усилиями взялись региональная общественная организация «Открытая Россия» и фонд «Русское либеральное наследие». Уже более года они организуют научно-просветительские конференции в российских регионах, посвященные истории либерализма, и устанавливают мемориальные доски выдающимся либеральным деятелям прошлого. О подробностях программы корреспонденту «Времени новостей» рассказал президент фонда «Русское либеральное наследие» профессор Алексей КАРА-МУРЗА.
-- Алексей Алексеевич, каковы цели вашего проекта?
-- Ранее в России традиции либерализма были очень сильны. Но учитывая, что в ХХ веке либералы были представителями антибольшевистской мысли, их уничтожали, а их имена вытаптывались из памяти. Суть нашего проекта в восстановлении забытых и сознательно выкинутых имен крупнейших русских либералов дореволюционной истории. А также в возрождении российского либерализма. Наша программа стартовала в начале 2003 года. В российских регионах мы искали местных либералов, устанавливали им памятные доски на тех зданиях, где они учились либо работали, проводили конференции по истории регионально либерализма. На сегодняшний день состоялось уже 14 проектов в 11 регионах России.
-- Почему делается упор на регионы?
-- Я считаю, что либерализм нельзя транслировать из столицы, он строится с учетом местной специфики. Людей надо воспитывать на самобытности, а не на примере центра. Это самоорганизация снизу и децентрализация власти. Возрождение либерализма пойдет, мы верим, из регионов с опорой на эти исторические региональные фигуры, памятные доски которым мы устанавливаем. Гражданское общество в регионах не консолидировано, но как только оно консолидируется, оно будет жить своей жизнью.
-- Расскажите подробнее о либералах, которым посвящен ваш проект.
-- Это деятели либерального земского движения, как правило крупные дворяне, у которых в провинции были родовые гнезда, усадьбы, земли. Они работали на поприще земского движения (занимались местным самоуправлением, строительством школ, больниц и т.д.).
Расскажу о нескольких последних проектах. В Вологде и Грязовце при поддержке «Открытой России» в июне прошли мемориальные мероприятия памяти лидера вологодского и общероссийского земского движения, видного деятеля Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), члена Государственного совета, вологодского губернского комиссара Виктора Андреевича Кудрявого. Он был губернским комиссаром Временного правительства, фактически руководителем области после Февральской революции. Он строил школы, больницы. Кстати, именно региональные историки предложили нам увековечить его память.
-- В чем именно проявился его либерализм?
-- Он выступал за парламентаризм в России, за либеральную программу аграрного вопроса, связанную с частной собственностью, за защиту прав свобод личности. Это классический русский либерал. Кудрявый -- это самая крупная фигура Вологодчины. Он скончался после революции своей смертью, что для либерала редкость. Естественно, после большевизации власти был изгнан из политики. Мы провели там конференцию и установили мемориальную доску на здании бывшего земского права.
-- В каких еще регионах вы уже были?
-- В июле мы провели конференцию во Владимире памяти Федора Федоровича Кокошкина. Это один из основателей Конституционно-демократической партии, депутат первой Государственной думы. Он был профессором юриспруденции европейского уровня и выдающимся политиком. Именно он возглавлял работу по написанию той Конституции, которую должны были принять на учредительном собрании. В 1918 году был зверски убит большевиками в больнице. Опять же «Открытая Россия» профинансировала обновление мемориальной доски. А затем биографией Кокошкина стали заниматься местные краеведы. Преподаватели истории даже организовали среди школьников конкурс сочинений на тему о жизни и деятельности Кокошкина.
В прошлом году во Владимире же открылась памятная доска графа М.М. Сперанского -- одного из первых русских либералов. Причем на той же улице, что и Федора Кокошкина. Интересно, что и личности очень близкие: Сперанский планировал Конституцию в начале XIX века, а Кокошкин в начале XX века. Но ни тогда ни тогда принять ее не получилось.
-- Следующий проект у вас был в Рязани?
-- Да, он был посвящен Александру Ивановичу Кошелеву, крупнейшему русскому предпринимателю, идеологу освобождения крестьян, активному деятелю великих реформ 1860-х годов. Он крупный мыслитель, философ, один из первых российских политологов. Мы провели конференцию в самой Рязани с участием преподавателей Рязанского педагогического университета, местных краеведов, библиотечных и архивных работников. И открыли мемориальную доску в городке Сапожок, где он начинал работу. Более 400 человек участвовало в открытии доски. Для такого маленького городка это огромное событие. Жители надеются, что с помощью исторического деятеля Александра Кошелева они сумеют вновь восстановить статус города. Раньше Сапожок был всероссийской знаменитостью, а сейчас -- рабочий поселок. А Кошелев работал там, отказавшись от службы при дворе, где он мог сделать прекрасную карьеру. Сам он из очень богатой семьи, миллионер, но уехал поднимать провинцию.
-- Говорят, вы даже в Якутии нашли либералов?
-- Да. И там тоже были либералы. Василий Васильевич Никифоров-Кулумнуур -- один из первых якутских ученых. С ним общались политические ссыльные в Якутии, взяли его на воспитание и обучили его. Он стал одним из основателей якутской литературы. Переводил Толстого, Гоголя. Но для нас он важен прежде всего как один из первых либералов Якутии. Он руководил земским правом, фактически был главой правительства, выступал за самоуправление народов, за представительство якутов в Государственной думе, требовал отменить поселение уголовников в Якутии, выступал за свободу слова и печати. Его судьба тоже трагически сложилась: погиб в новосибирской тюрьме в сталинское время. Даже неизвестно, где его могила, -- будем восстанавливать по архивам НКВД. Мемориальную доску открыли 27 сентября, в день празднования подписания Декларации о национальном суверенитете Республики Саха.
-- И самый недавний проект в Костроме?
-- Он посвящен Василию Семеновичу Соколову, который был председателем Костромской уездной земской управы, депутатом III Государственной думы. Мы профинансировали ремонт памятника, который был сооружен в начале XX века, но потом разрушен при большевиках, восстановили мемориальную доску из черного гранита в точном соответствии с текстом, высеченным 89 лет назад: «Здесь, возвращаясь после открытия больницы в с. Красном 7 января 1912 года, внезапно скончался на 66-м году жизни председатель Костромской уездной земской управы, член III Государственной думы Василий Семенович Соколов, человек светлого ума и чуткого к народным нуждам сердца, много и с пользой работавший на городском и земском поприщах. Сооружен почитателями В.С. Соколова».
-- Можно ли уже говорить о результатах ваших региональных проектов?
-- Да. Мы консолидируем усилия людей на местах. И вот как результат подтягивается местный бизнес, интеллигенция, начинают отстраиваться музеи. В городах проводятся выставки, презентации. Мы считаем, что либерализм может возродиться не только в качестве идеологии, а в качестве практической работы.
-- Это напоминает призыв государства к бизнесу стать социально ответственным...
-- Социально ответственным должно быть государство. Бизнес платит налоги. В этом его социальная ответственность. Призыв адресован не столько бизнесу, сколько региональным депутатам, главам местного самоуправления, интеллигенции, учителям. Но и предпринимателям, конечно, надо самоорганизовываться и отстаивать свои интересы.
-- В каких еще регионах вы планируете возродить интерес к истории либерализма в ближайшем будущем?
-- До конца года мы планируем совместно с «Открытой Россией» осуществить еще три проекта: в Ярославле, Липецке, Смоленске. И на следующий год еще десять проектов.
Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО