|
|
N°211, 18 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Побег из налоговой пустыни
Тайное в немецких банках станет явным
Германия, по-видимому, станет очередной страной, где понятие банковской тайны будет условным. Этот бастион банковского бизнеса пал перед настойчивыми попытками властей улучшить положение федерального бюджета. Сейчас в ФРГ разгорается скандал по поводу принятого бундестагом еще 29 декабря 2003 года закона «О повышении налоговой честности». Этот документ объявлял налоговую амнистию -- немцы могли вернуть в страну «сэкономленные» на зарубежных счетах налоги, отдав государству небольшой процент.
Однако в апреле 2005 года срок, отведенный на амнистию, закончится и вступят в силу другие положения закона. В частности, финансово-налоговые органы, агентства по трудоустройству и даже социальные ведомства, начисляющие социальную помощь для малоимущих, смогут, используя центральную базу данных, которая охватывает все банки на территории Германии, проверять банковские счета подозреваемых в налоговой нечистоплотности.
Немецкие налогоплательщики в большинстве своем отнеслись к подобной перспективе, как, собственно, и к налоговой амнистии, с удивительным безразличием. Лишь один крохотный провинциальный банк Raesfelder Volksbank на днях подал жалобу в федеральный конституционный суд в Карлсруэ. «01.08.1949 г. мы в Германии гордились восстановлением банковской тайны, -- отметил в своем комментарии к иску шеф Raesfelder Volksbank Херманн Бурбаум. -- Перспективу того, что она теперь должна исчезнуть, понимать отказываюсь». Главной мишенью нападок г-на Бурбаума и его банка на новый закон является статья 2, согласно которой финансово-налоговые органы всех уровней получают право собирать автоматизированные данные о банковских счетах, «если это необходимо для определения или взимания налогов».
До сих пор подобное было возможным для налоговиков лишь в случае проведения следственных операций. Если истцы проиграют это дело, то в недалеком будущем «базисные сведения» о счетах в Германии могут без ведома их владельцев поступать в различные ведомства. Больше того: чиновники смогут по своему усмотрению обмениваться информацией, которую получили в банках. «Базисные данные» -- это сведения вообще обо всех счетах, которые открыты тем или иным клиентом в Германии. О проведенном запросе не будут знать ни владелец счета, ни сам банк. Но состояние счета, а также движение денег по нему смогут быть открыты для любопытных ведомств с разрешения того и другого лишь при «твердых подозрениях». Впрочем, в банковских кругах высказываются серьезные предположения о том, что и этот последний барьер когда-нибудь также падет. На это федеральный минфин в Берлине уклончиво отвечает, что больше всего его заботит «создание одинаковой налоговой нагрузки для всех», что соответствует «интересам общественности».
Пессимисты уже предсказывают новую волну бегства банковских клиентов из Германии. По их оценкам, эта тенденция будет обусловлена даже не стремлением спрятать уведенные от налогообложения капиталы. Главным аргументом станут опасения за личную сферу, которая может окончательно оказаться под колпаком у чиновников.
В налоговых оазисах с нескрываемым интересом наблюдают за развитием данного процесса. Представитель немецких банков в Люксембурге, выступающий от имени 50 финансовых институтов Германии, назвал готовящийся к вступлению в силу закон «скандальным». На фоне этого люксембургские банкиры, потирая руки, не скупятся в заявлениях о том, что «охрана личных финансовых дел» -- один из главных признаков местного secret bancaire. В анализе нынешней ситуации с банковской тайной в Германии проводятся параллели с началом 90-х годов. Когда в 1991-м федеральный конституционный суд Германии потребовал от правительства обеспечить равномерное налогообложение доходов по банковским процентам, многие вкладчики поспешили вывести свои накопления из «налоговой пустыни» (так однажды, давая отпор в нападках на роль Лихтенштейна в качестве «налогового оазиса», назвал Германию один из лихтенштейнских министров).
Как показывает история, налоговые ужесточения весьма грозно выглядят на бумаге и обычно дорого обходятся их авторам. По оценкам самих немецких налоговых органов, лишь в 1992--1993 годах в «безналоговое зарубежье» было вывезено из Германии 150 млрд евро. Наиболее значительная часть этих денег переместилась в «карликовое княжество» Люксембург. Теперь там готовятся снова достойно встретить стремительный поток денег из сопредельного государства.
Швейцарские банкиры критикуют британские законы
Президент Швейцарской ассоциации банкиров Пьер Мирабо подверг резкой критике британские банки, назвав лондонский район Сити «раем для отмывания денег». «Райские» возможности для легализации доходов, по его мнению, клиентам британских банков дают местные трасты. Дело в том, что британское законодательство позволяет бенефициарам трастов сохранять полную анонимность, что делает бесполезными усилия европейских властей по борьбе с легализацией доходов: любые расследования оказываются безрезультатными, поскольку британские банки «не знают своих клиентов». Швейцарские банки, напротив, соблюдают жесткие внутренние процедуры по борьбе с отмыванием денег и никогда не отходят от принципа «знай своего клиента», говорит г-н Мирабо. Наблюдатели отмечают, что это заявление последовало вскоре после того, как Швейцария подписала очередной пакет соглашений с ЕС по налогообложению сбережений, а также Шенгенское и Дублинское соглашения о сотрудничестве в области безопасности и прав беженцев. Подписанию предшествовала острая дискуссия, в ходе которой ЕС требовал от Швейцарии отказаться от закона о банковской тайне, сделавшего местные банки столь привлекательными для клиентов всего мира. Знаменитый закон удалось отстоять, но только ценой значительных уступок по налогообложению, так что тактика «лучшая защита -- это нападение», о которой вспомнил Пьер Мирабо, несколько запоздала. Иван ГОРДЕЕВ
Юрий ШПАКОВ, Берлин