|
|
N°211, 18 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секретная зона
На что уходят деньги НИОКР, остается самой большой тайной военных
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) -- то, чем, собственно, занимаются входящие в систему ВПК научно-исследовательские институты,--являются для руководства страны сейчас приоритетной составляющей государственного оборонного заказа. В его бюджете финансирование НИОКР стоит на первом месте, составляя больше трети от общей суммы. В принципе это вполне естественно. В нынешнем мире статус мировой державы определяется не количеством населения или площадью ее территории, а в первую очередь высокотехнологичностью и мощью экономики и армии. России же в данном случае к тому же приходится наверстывать упущенное в 90-е годы, когда военные и ученые находились на «голодном пайке» во всех смыслах. За последние пять лет финансирование оборонных НИОКР увеличивалось ежегодно в 1,5--2 раза, и в 2004 году на них в бюджете было заложено уже более 1,7 млрд долларов.
В принципе сами военные такое положение дел до недавнего времени ставили себе в заслугу. В том смысле, что армия в скором времени наконец начнет получать новое, самое современное «супероружие» взамен и морально, и физически устаревших образцов 70-х, а то и 60-х годов. Однако за последний год эта тема начала приобретать все более скандальный характер, поскольку того самого нового оружия, несмотря на многократное увеличение финансирования его разработок, так особо и не появилось. Так, известно, что в этом году вооруженные силы России получили только 14 танков Т-90С, смогли модернизировать пять самолетов семейства «Су» и продолжают строительство двух подводных лодок.
В связи с этим в конце октября этого года Совет Федерации на специальном секретном заседании рассмотрел доклад о ходе реализации гособоронзаказа. Его участники, насколько известно, полагали, что отдача от финансирования гособоронзаказа «могла бы быть значительно больше». Впрочем, учитывая, что значительная часть содержания гособоронзаказа является гостайной, так и осталось не известным, какие выводы сделали или собираются сделать сенаторы. Было только расплывчато объявлено, что 2005 год «обозначен как год массового поступления в войска новых образцов вооружений». Но кем обозначен и почему, осталось не понятно.
Между тем многие эксперты -- и военные, и гражданские -- в последнее время начали отмечать, что именно НИОКР остается самой загадочной и непрозрачной составляющей гособоронзаказа. Объясняют военные это тем, что все новые разработки в области обороны -- дело по определению сугубо секретное, чтобы про них не прознали шпионы. Но при этом получается и так, что о том, как расходуются деньги на создание новых вооружений, не знает вообще никто. Помимо самих военных, понятно. Впрочем, эксперты полагают, что решение этой дилеммы есть и очень простое -- страхование НИОКР. Сейчас страхование (через специально уполномоченные на работу с оборонными предприятиями компании) успешно используется практически на всех этапах создания оружия -- при производстве, перевозке и испытаниях. Однако вокруг использования страховки при НИОКР, по имеющимся сведениям, идут ожесточенные споры. Хотя при внедрении такой практики проблема «прозрачности» финансирования конструкторских работ была бы сразу снята. Если КБ или НИИ не выполняет заказ, заказчик получает обратно свои деньги от страховой компании, а та уж решает вопросы с компетентными органами, куда и как пропали деньги гособоронзаказа.
Алексей ГРИШИН