Время новостей
     N°211, 18 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2004
Персональный надзор
«Росфиннадзор» грозит растратчикам и настаивает на предъявлении паспортов при обмене валюты
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина («Росфиннадзор») в структуре российской власти, похоже, имеет все шансы стать одной из наиболее значимых структур. По объему полномочий «Росфиннадзор» можно сравнить с налоговым ведомством (также находящимся в подчинении Минфина), однако у недобросовестных предпринимателей и чиновников сотрудники надзора, судя по всему, будут вызывать куда больший трепет, чем налоговики, ревизоры Счетной палаты, контролеры ЦБ и Федеральной службы по финансовому мониторингу, вместе взятые.

Такие выводы можно сделать из того, о чем говорил вчера на пресс-конференции впервые появившийся перед журналистами глава «Росфиннадзора» Сергей Павленко. По его словам, под надзор новой службы попадут все распорядители бюджетных средств: министры и мэры, чиновники Пенсионного фонда и губернаторы, вузы и научные центры, экспортеры и коммерсанты, «осваивающие» бюджетные деньги. А частным лицам служба надзора намерена разъяснять правила обращения с валютой.

Чиновников будут проверять не только на предмет того, не «ушли» ли деньги на сторону, но и оценивать эффективность трат. Недобросовестным чиновникам от таких проверок ничего хорошего ждать не приходится. Ведь с недавних пор в УК действует статья, предусматривающая уголовное наказание должностных лиц за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Негосударственным коммерческим структурам, использующим казенные деньги (такие организации действуют в сферах строительства, здравоохранения, образования), в случае нарушений также не поздоровится. Если раньше при растрате компании грозила ответственность лишь как юрлицу в целом, то теперь должностные лица будут отвечать лично. Как пояснил советник главы «Росфиннадзора» Геннадий Богачев, по новым нормам КоАП, санкции грозят конкретно тем, кто ставит подпись под документом. Впрочем, уже само по себе заведение дела на коммерческую структуру, факт попадания в число неблагонадежных партнеров будет бить по самолюбию и престижу той или иной компании, считает г-н Богачев.

Сергей Павленко заявил, что возглавляемая им структура предполагает не конфликтовать, а сотрудничать с другими контрольными органами, поскольку работы хватит на всех. «Контрольных организаций в стране много, но если разобраться с масштабами неправомерного расходования средств, то уследить за всеми все равно не получается», -- посетовал он. Взаимодействие уже принесло результат: со Счетной палатой создан унифицированный классификатор бюджетных нарушений.

В сфере валютного контроля «Росфиннадзор» считает себя «единственным уполномоченным органом», отмечая, что прочие валютно-контрольные инстанции (ГТК, ФНС, ЦБ) осуществляют такой контроль, так сказать, «в том числе». Впрочем, особо зверствовать в этой сфере финнадзор не намерен. «Я могу только приветствовать дальнейшую валютную либерализацию», -- сказал г-н Павленко.

Надзорная служба будет контролировать юрлиц и индивидуальных предпринимателей (экспортеров и импортеров, резидентов и нерезидентов) на предмет соблюдения норм работы с иностранной валютой.

Вчера выяснилось, что при обмене валюты паспорта предъявлять все же придется. Это требование не наша вина, оправдывался г-н Павленко. Дело в том, что налицо законодательная коллизия. Законом о валютном регулировании требование предъявлять паспорт при обмене денег отменено, однако закон о борьбе с отмыванием преступных доходов требует идентифицировать личность того, кто совершает обменную операцию. Оказалось, что для федеральной службы по финансовому мониторингу требование идентификации принципиально, а приоритет в этом вопросе отдается именно ведомству г-на Зубкова. «Хотя я ни разу не слышал, чтобы в обменнике поймали наркобарона или террориста, требовать паспорта служащие обменников имеют полное право, так что не спорьте с ними», -- посоветовал глава «Росфиннадзора».

Специально для «Времени новостей» Сергей ПАВЛЕНКО рассказал о том, как будет меняться процедура контроля за деятельностью министров, руководителей служб и агентств.

-- Что ждет руководителей министерств и ведомств в связи с тем, что расходные статьи бюджета вскоре будут финансироваться не по сметному принципу, а исходя из результативности их деятельности? Существуют ли критерии оценки результативности действий чиновников по расходованию бюджетных денег?

-- Этот вопрос сегодня, пожалуй, самая дискуссионная тема на заседаниях правительства. Результативность действий того или иного министра можно оценивать политически, и это должен делать президент или глава правительства. Но проблема в том, что ведомства сегодня сами пишут для себя показатели результативности, скольких они должны выучить или вылечить. Это не всегда стыкуется с технологией доведения бюджетных средств до конечных потребителей. Если вместо компьютеров в школы закупили стулья -- что ж, у министров теперь расширенная ответственность, и они могут принимать решения на свое усмотрение.

-- Почему «Росфинконтроль» не может проверять деятельность министерств и ведомств по тем показателям, которые предлагают сами министры?

-- Не совсем понятно, как, например, рождаемость в стране связана с г-ном Зурабовым. Если он не выполнит этот целевой показатель, его снимать? Легко предположить, каков будет показатель г-на Фурсенко по «посещению библиотек». Еще в советские времена для отчетности библиотекари приписывали себе 30--40%.

-- Будете ли вы направлять в правительство предложения по перечню показателей, на основании которых будет оцениваться работа министерств?

-- Мы не правоустанавливающий орган, но работаем в диалоге с Минфином. По нашей просьбе Экономическая экспертная группа разрабатывает перечень показателей, на основании которых можно будет проводить адекватный контроль.

Ирина СКЛЯРОВА