|
|
N°210, 17 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как нам вооружить Ирак
Российские министры не могут решить, продавать ли оружие Багдаду
У России в скором времени, возможно, появится еще один источник дохода -- могут возобновиться поставки оружия возрождаемой иракской армии. Об этом договорились во время встречи в бельгийском городе Монсе, где размещается военное командование НАТО, начальник российского Генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский и главнокомандующий Объединенными вооруженными силами (ОВС) Североатлантического альянса в Европе американский генерал Джеймс Джоунс.
Идея продавать российское оружие Ираку принадлежала г-ну Джоунсу. Балуевский «увидел эту схему реализуемой» и пообещал доложить руководству. Теперь дело за иракским руководством, которое должно определиться, чего и сколько им нужно, заключили генералы. Г-н Балуевский уточнил: в первую очередь это стрелковое оружие, и поставляться оно будет «на возмездной основе», причем вырученные средства будут направляться на развитие российской армии. Российская сторона, заверил коллегу г-н Балуевский, обучит иракских военных пользоваться закупленной техникой с толком и эффективно.
Вчера министр обороны России Сергей Иванов развил мысль своего первого заместителя. По его словам, поставки оружия будут возобновлены, если иракское правительство попросит оказать ему военно-техническую помощь. А она будет весьма кстати, поскольку основная масса вооружений Ирака -- советского производства, на которое иракцы никогда не жаловались. Подготовка иракских военных, по мнению Сергея Иванова, должна вестись на территории России или третьих стран, но не на земле Ирака.
Казалось бы, дело сделано. Оружия советской клепки на складах пруд пруди, а главный торговец оружием -- ФГУП «Рособоронэкспорт» -- готов его реализовать. Тем более что, по наблюдениям сотрудников ФГУП, на выставках вооружений в разных уголках мира к российским стендам зачастили американцы. В приватных разговорах они признают, что оружие армии Ирака надо частично пополнять, частично модернизировать. США уже прикидывают, в каких бывших советских республиках какие заказы размещать. В российском Минобороны после обнадеживающих слов высокого начальства тут же прикинули: из всей номенклатуры вооружений иракская армия нуждается прежде всего в стрелковом оружии и легкой технике, простой и надежной, как любимый на Востоке автомат Калашникова. О поставках и модернизации самолетов, зенитных ракетных комплексов и тяжелой бронетехники речь если и пойдет, то не скоро.
Однако схема будущих оружейных поставок в Ирак, видимо, еще не выстроена окончательно. Делу мешает большая политика. «Пока каких-либо планов поставок вооружений в Ирак нет», -- заявил вчера глава МИД России Сергей Лавров, тем самым, по сути, дезавуировав устное соглашение между генералами, утвержденное к тому же министром обороны.
Что Россия может в результате потерять? Об этом говорят объемы поставок советского оружия в Ирак. Это более 4 тыс. танков, 3 тыс. артиллерийских систем, около 2 тыс. БМП и БТР, свыше 300 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) различных типов и более 1500 переносных ЗРК, 800 тактических ракет СКАД, примерно 1150 боевых и транспортных самолетов и 350 вертолетов. Общая стоимость вооружения, поставленного в Ирак при Саддаме Хусейне, -- примерно 30,5 млрд долл. До начала войны в Кувейте в 1990 году Ирак успел выплатить Москве 22,4 млрд долларов.
Николай ПОРОСКОВ