Время новостей
     N°112, 28 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2001
«Урки» на страже Родины
Российские ракетчики подтверждают серьезность слов Владимира Путина
В своей затяжной борьбе с американскими планами противоракетной обороны Москва решила перейти от слов к делу. Российской армии было поручено доказать, что недавние слова Владимира Путина о «дешевом и эффективном варианте ответа» -- отнюдь не блеф. И уже в среду боевые расчеты Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) приступили к первым испытаниям, в ходе которых отрабатывается прорыв «зонтика» ПРО.

Оборонное ведомство ограничилось скупым на подробности официальным сообщением о проведенных испытаниях. Согласно нему в 8.55 московского времени расчетами РВСН из испытательной шахты космодрома Байконур (Казахстан) был проведен запуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 (по западной классификации SS-19 Stiletto), учебно-боевой блок которой преодолел свыше 7 тыс. км и поразил цель на полигоне Кура на Камчатке. Все попытки получить дополнительную информацию в штабе РВСН и на фирме -- разработчике ракеты (НПО «Машиностроения» в подмосковном Реутове) в корне пресекались стереотипным ответом: «Нам запрещено комментировать этот пуск». А в приватных беседах информированные источники газеты «Время новостей» поясняли, что запрет объясняется «отработкой в ходе нынешнего пуска нехарактерных задач». Здесь необходимо пояснить, что именно является «характерной задачей» учебных пусков данного типа ракет. РС-18 (именуемая в документах УР-100Н, а в разговорах просто «Урка») далеко не новая ракета. Комплексы этого типа начали поступать в войска с 1975 года. Первоначально заложенный в них конструкторами 10-летний гарантийный срок эксплуатации превышен для ракет первых серий выпуска уже почти что втрое. Поэтому в течение всех последних лет РВСН ежегодно снимают с боевого дежурства из строевых полков три ракеты этого типа: две из них разбираются, что называется «по винтику», а одна запускается с Байконура. После чего срок службы «Урок» продляется еще на год (по мнению экспертов, он может быть продлен до 30--35 лет, а значит, ракеты последних серий выпуска -- УР-100НУТТХ -- будут служить еще около 15--20 лет). Последний старт РС-18 «для продления гарантийных сроков» был проведен 1 ноября 2000 года, следующий запланирован на осень нынешнего. Во время вчерашнего старта «такая задача не ставилась».

По словам генерального конструктора НПО машиностроения Герберта Ефремова, потенциальные возможности РС-18 по прорыву противоракетной обороны даже выше, чем у новейшего «Тополя-М». В отличие от своего более молодого «собрата», который несет ядерный блок весом в тонну с небольшим, боевая нагрузка «Урки» приближается к 4,5 тонны. В ее состав могут входить до шести 750-килотонных боеголовок, снабженных системой индивидуального наведения. Но есть, по словам разработчиков, и другой вариант: четыре боевых блока «плюс комплекс преодоления ПРО». Энергетика ракеты в принципе позволяет использовать даже самые сложные -- маневрирующие или планирующие -- типы боеголовок. Единственной ракетой, которая могла бы тягаться с РС-18, на сегодня остается тяжелая SS-18 -- пресловутая «Сатана» (она несет на себе десяток боеголовок общим весом почти девять тонн). Однако делать ставку именно на нее России сейчас явно не с руки: «Сатана» выпускалась на украинском «Южмаше», а зависеть в столь серьезном вопросе от взаимоотношений пусть даже со своими ближайшими соседями Москва не может себе позволить.

Впрочем, серия «антипрошных» испытаний, судя по всему, не ограничится запусками «Урки». Ракетчики начали именно с нее просто потому что, РС-18 и так уже «многоголовая» (если бы договор СНВ-2 вступил в силу, то остающиеся в составе РВСН 105 таких ракет должны были быть превращены в моноблочные). Следующим этапом должны стать испытания ракет «Тополь» и «Тополь-М» с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. До сих пор ракеты этих типов поступали на вооружение РВСН исключительно в моноблочном исполнении.



Ситуацию комментирует председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Николаев:
-- Даже если искать варианты ответных действий на развертывание американской ПРО в рамках того, что мы уже имеем, то речь можно вести не только об установке дополнительных боеголовок на «Тополя». У нас есть возможность максимально продлить сроки эксплуатации тяжелых ракет: если США не ратифицируют СНВ-2, мы можем сохранить их до 2012--2015 гг. Кстати, по поводу СНВ я консультировался с министром иностранных дел и получил от него официальный ответ: «На сегодняшний день мы исходим из того, что этот договор в силу не вступил» -- американцами не исполнены необходимые процедуры. В Военно-морском флоте на наших АПЛ проекта 667БДРМ могут быть развернуты модернизированные ракеты «Синева» с десятью боевыми блоками на каждой из них, кроме того, можно не торопиться со списанием подлодок класса «Тайфун». Тем не менее чтобы заявление президента о возможности усиления наших стратегических ядерных сил стало реальностью, финансирование НИОКР должно быть включено уже в бюджет-2002.

Юрий ГОЛОТЮК