|
|
N°210, 17 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По букве закона
КС запретил перевод татарского языка на латиницу
Лингвистический конфликт Казани и Москвы завершился в пользу российской столицы. Конституционный суд России во вторник запретил республике без разрешения федеральной власти использовать в национальном алфавите латинские буквы. По мнению членов КС, «решение этого вопроса республикой в одностороннем порядке... могло бы привести не только к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий РФ в языковой сфере, но и к ограничению конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным». В то же время судьи признали за Татарстаном, как и за другими республиками, право устанавливать в школах изучение национальных языков в объеме, равном программе по русскому языку.
Уже почти сто лет татарский язык "мечется" в поисках алфавита. Веками татары использовали арабскую графику, но в 1927 году их перевели на латиницу, хотя и ненадолго -- через 12 лет графической основой языка стала кириллица. В конце 90-х годов казанские языковеды обнаружили, что в результате советской реформы из татарского языка «выпало» восемь букв. Вернуть их стало делом принципа для Казани, и в 1999 году был принят закон «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики». Согласно этому документу, вступившему в силу 1 сентября 2001 года, переход должен был завершиться в 2011 году. Федеральным властям лингвистическое обособление Татарстана не понравилось, и в 2002 году статья 3 закона «О языках народов РФ» была дополнена пунктом шестым, по которому «алфавиты государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы». И по представлению прокуратуры действие республиканского закона было приостановлено.
Разрешить спор предстояло Конституционному суду РФ, в котором это ограничение оспорили Госсовет и Верховный суд Татарстана. Они сослались на ст. 68 Конституции, по которой «республики вправе устанавливать свои государственные языки». А также на решение республиканского Конституционного суда, который в 2003 году установил, что «выбор графической основы алфавита госязыка является правомочием, производным от конституционного права республик устанавливать свои госязыки, и соответственно принадлежит самими республикам». Однако КС РФ вчера пришел к другим выводам, указав, что федеральный закон «обеспечивает -- в интересах сохранения государственного единства -- гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик». А в качестве «компенсации» КС отверг жалобу юриста из Казани Сергея Хапугина, недовольного тем, что законы Татарстана предусматривают изучение национального языка в объеме русского во всех учебных учреждениях республики.
Впрочем, затянувшийся лингвистический спор давно потерял свою актуальность. Даже глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин признает, что «запрос в КС -- это эхо начала 90-х годов, когда республики стремились взять как можно больше суверенитета».
Юрий КОЛЕСОВ