|
|
N°210, 17 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасное озеро
В Архангельской области уже три года ищут причину гибели рыбаков
Прокуратура Архангельской области возобновила расследование дела о гибели двух рыбаков на озере Сюрзи в Мезенском районе. Для этого в апреле 2005 года на место происшествия отправится группа ученых, которые проведут радиоактивную съемку берегов и дна озера, возьмут пробы воздуха. Эта экспедиция будет уже четвертой, и ее организаторы -- администрация области -- сомневаются, что она сможет пролить свет на причины гибели рыбаков.
Озеро Сюрзи сейчас считается одним из самых зловещих мест в регионе. Дважды -- в 2001 и 2002 годах -- здесь гибли рыбаки. Оба раза жители Мезенского района рыбачили группами, и оба раза погибал только один человек. При этом вся компания ела одну и ту же рыбу, приготовленную в одной и той же воде. В 2002 году два товарища погибшего получили сильное отравление. В 2001 году никто, кроме погибшего, не пострадал.
Первое подозрение пало на космодром Плесецк. В Мезенском районе находится несколько зон падения ступеней ракет, запускаемых с космодрома. Поэтому экологи предположили, что смерть рыбака могла наступить в результате отравления основным компонентом ракетного топлива -- гептилом. После первого трагического случая пробы воды, почвы, донных отложений озера, а также рыба были отправлены на экспертизу в региональное управление ФСБ и в лабораторию космодрома Плесецк. Заключение обеих экспертиз было однозначным: элементов гептила и его производных в озере и вблизи него нет. Это сильно смутило экологов, поэтому они решили снарядить еще две экспедиции, которые провели полный анализ растений, почв, состояния здоровья жителей близлежащих деревень и тоже не обнаружили «гептилового следа».
Тела погибших оба раза были направлены для исследования судмедэкспертам в Москву. На результаты этого исследования экологи, власти и правоохранительные органы рассчитывали более всего. Однако экспертиза сочла, что рыбаки могли погибнуть не только из-за отравления гептилом, но и из-за отравления хлорированными углеводородами.
По словам консультанта комитета по экологии администрации Архангельской области Василия Воронина, именно такая «пространная» формулировка и настораживает: «По сути, ответа на вопрос о причинах гибели людей нет, и грешить на космодром мы не можем». Что касается хлорированных углеводородов, упомянутых судмедэкспертами, то они являются побочными продуктами химической промышленности, которой в Архангельской области просто нет. В конце 1990-х годов Северный государственный медицинский университет начал проект по исследованию влияния деятельности космодрома Плесецк на здоровье населения Мезенского района. Как сообщила координатор проекта, сотрудник Института клинической физиологии СГМУ Нина Скребцова, медики побывали и на озере Сюрзи, где провели комплексное изучение состояния здоровья жителей близлежащих деревень. «Мы нашли определенные отклонения, но не можем утверждать, что они вызваны гептилом. Это может быть связано с чем угодно, даже с чрезмерным употреблением алкоголя», -- говорит она.
Вызывает большие сомнения и тот факт, что ближайший район падения ступеней ракет расположен на расстоянии не менее 100 километров от озера. По словам Воронина, раньше ступени падали ближе -- всего в 40 километрах, но после изменения траекторий ракет с 1985 года район падения значительно сместился.
Проведенное ЗАО «Архангельскгеологоразведка» исследование озера Сюрзи показало, что в нем сконцентрировано много тяжелых металлов: ртути, меди, свинца, хрома. Однако, по словам ученых, это вряд ли могло вызвать гибель рыбаков и связано скорее не с хозяйственной деятельностью человека, а с объективными природными особенностями. Жители же Мезенского района обвиняют во всем космодром. Тем временем на самом космодроме заявляют, что гептил не мог проникнуть в воды озера, да и в небольших количествах он и его компоненты не представляют смертельной опасности. Сейчас озеро Сюрзи решением главы района закрыто для рыбалки и купания, доступ людей в его окрестности строго запрещен. Никто из заинтересованных сторон не отваживается сказать, станет ли вообще когда-нибудь известно, почему погибли рыбаки.
Михаил СЕРАПИОНОВ, Архангельск