|
|
N°212, 19 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Середняк» -- душа экономики
Сердцем, энергетическим центром, двигателем роста и душой немецкой экономики, и еще машиной, создающей рабочие места, -- такими эпитетами часто наделяют предприятия среднего бизнеса в Германии. Все это соответствует действительности и легко подтверждается цифрами. На средний бизнес в Германии приходится 98% всех предприятий, производящих 57% ВВП и создающих 70% рабочих мест в стране. В свою очередь значительная часть из почти 2 тысяч компаний -- членов Восточного комитета германской экономики являются мелкими и средними предприятиями.
Какими специфическими чертами наделен средний предприниматель? В Германии средний бизнес складывается, как правило, из семейных предприятий, а также предприятий, где менеджерами являются их владельцы. Здесь планирует и принимает решения под собственную ответственность сам предприниматель, возглавляющий свою фирму порой в третьем-четвертом поколении. Именно из этого складываются его привязанность к фирме, ее работникам и региону, в котором она находится. Немецкий средний бизнес технически и технологически гибок, восприимчив к инновациям. Только обладая такими качествами, он может выстоять в национальном и международном конкурентном соперничестве. Во многих отраслях представители немецкого среднего бизнеса являются лидерами мирового рынка. Если еще несколько лет назад речь шла главным образом о сбытовой деятельности, то в настоящее время немецкие «середняки» известны на зарубежных рынках в качестве производителей и прямых инвесторов.
Открывшие российский рынок
Немецкие «середняки» давно открыли для себя российский рынок, и их активность на нем постоянно возрастает. В России в настоящее время насчитывается около 2500 немецких предприятий, большинство из них, разумеется, принадлежит к среднему бизнесу. Однако самостоятельно освоиться на таком огромном рынке, как правило, невозможно -- здесь требуются партнеры по производству и сбыту. Поэтому немецкие предприятия стремятся в России к установлению партнерских связей. Таким партнером может быть тоже крепкое предприятие среднего масштаба.
Согласно официальным данным, удельный вес мелких и средних предприятий в России составляет около 10%. Этот сектор обеспечивает около 45% рабочих мест. Новейшие исследования показали, что формирующийся средний класс в России в среднем более экономически эффективен, чем крупные предприятия. В отличие от Германии большая часть российских средних предприятий сосредоточена в сфере обслуживания. 17% таких предприятий работают в строительстве, 15% -- в производственном секторе и около 10% приходится на транспорт и коммуникации.
Проблемы финансирования
Условия для деятельности мелких и средних предприятий в России в последнее время существенно улучшились благодаря целому пакету мер, принятых правительством, таких, как упрощенное налогообложение и сокращение видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Главной проблемой мы считаем финансирование мелкого и среднего бизнеса. Российские мелкие и средние предприятия -- между прочим, точно так же, как и их коллеги в Германии, -- постоянно жалуются на проблемы с финансированием их деятельности. В 2002 году лишь 4% всех инвестиций поступило в эти российские предприятия через банки.
Что можем мы совместно сделать, чтобы укрепить средний класс в наших странах и создать необходимые партнерские связи?
Первое. Необходимо улучшить базовые условия. Для того чтобы мелкие и средние предприятия могли вносить свой вклад в экономический рост и создание рабочих мест, необходимы более простые правила игры, пониженные налоговые ставки и устранение административных барьеров. Снижение глубины производства крупных предприятий позволяет средним предприятиям -- как в Германии, так и России, -- обосновываться в качестве поставщиков-смежников, например в энергетике, химической или автомобильной индустрии. Немецкие крупные предприятия в настоящее время генерируют самостоятельно всего лишь 50% создаваемых ценностей. Все остальное приходится на поставщиков из среднего бизнеса, которые благодаря их гибкости и оперативности стали неотъемлемыми партнерами крупной индустрии.
Второе. Главным в германско-российском сотрудничестве является создание предпринимательских кооперационных связей. Услуги, оказываемые Восточным комитетом германской экономики, как раз «скроены» на поддержку и развитие контактов между средними предприятиями. Сюда относится серия германско-российских конференций по вопросам среднего бизнеса, которые организуются как в Германии, так и России. Их приоритетная задача заключается в помощи при налаживании взаимных контактов. Средний бизнес нуждается в эффективной и ориентированной на него инфраструктуре.
Третье. Особое значение приобретает консультационная и квалификационная поддержка мелких и средних предприятий. Административная сфера мелкого и среднего бизнеса в России еще мало развита, отсутствуют на рынке и возможности для повышения квалификации «середняков». В последние годы в этой сфере был реализован ряд немецких консультационных проектов -- прежде всего это программа Transform, реализуемая при поддержке федерального правительства Германии. Хорошими примерами стали проводимые мероприятия по повышению квалификации для сотрудников региональных администраций, созданию центров по организации предпринимательства и развитию сберегательных и кредитных товариществ.
Четвертое. Когда речь заходит о среднем бизнесе, то постоянной темой является улучшение условий его финансирования. Средства рефинансирования должны мобилизовываться в значительных размерах. Восточный комитет добился от федерального правительства Германии выделения кредитов по линии Кредитного ведомства по восстановлению (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau) на сумму 50 млн евро для финансирования российского среднего бизнеса. Со своей стороны российское правительство в 2004 году активно реализовывало свою программу финансирования мелких и средних предприятий. Наряду с этим существуют многочисленные международные институты по финансированию, такие, как региональный венчурный фонд Европейского банка реконструкции и развития. Можно было бы также рассмотреть вопрос о том, чтобы привлечь часть доходов от высоких цен на энергоносители на развитие конкурентоспособных предпринимательских структур среднего масштаба.
Поддержка среднего бизнеса в России приобретает центральное значение для развития и углубления двусторонних экономических связей между нашими странами. Стабильное экономическое развитие и длительный успех процесса российских реформ зависят от этого точно так же, как и успешная работа немецких «середняков» в России.
Клаус МАНГОЛЬД, председатель Восточного комитета германской экономики и член правления DaimlerChrysler