|
|
N°112, 28 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
General Motors и АвтоВАЗ расписались
Компания General Motors, «АвтоВАЗ» и ЕБРР подписали вчера генеральное соглашение по созданию СП, которое займется выпуском внедорожников Chevy-Niva. Общая стоимость проекта -- 326 млн долл., из них на интеллектуальную собственность «АвтоВАЗа» приходится 65 млн и в 36 млн оценен его имущественный вклад. Остальные средства инвестируют иностранные партнеры.
Доля GM и «АвтоВАЗа» в уставном капитале СП -- по 41,5%, у ЕБРР -- 17%. По словам вице-президента GM по России и странам СНГ Дэвида Хермана, в случае смены акционеров «АвтоВАЗа» или его менеджмента американская корпорация имеет преимущественное право выкупить долю российского автозавода в СП.
В совет директоров ЗАО «GM-АвтоВАЗ» будут входить три представителя от General Motors, три -- от «АвтоВАЗа» и один -- от ЕБРР. Генеральным директором СП назначен Джон Милонас, ранее занимавший должность директора по производству General Motors СНГ.
Перед церемонией подписания президент американского концерна Ричард Вагонер, исполнительный вице-президент ЕБРР Чарлз Франк и глава ВАЗа Владимир Каданников встретились с премьером-министром России Михаилом Касьяновым, который «благословил» их на создание СП. По словам участников встречи, Касьянов выразил большую заинтересованность в развитии проекта и предложил государственную поддержку. Однако Владимир Каданников гордо заявил: "Мы не просили у Касьянова никакой отдельной помощи. То, что правительство делает для всей промышленности, для нас достаточно".
По мнению г-на Каданникова, совместная работа «АвтоВАЗа» и американской компании «непременно скажется на качестве производимых на заводе автомобилей». Ссылаясь на маркетинговые исследования, проведенные с помощью General Motors, Каданников заметил, что "Нива" ВАЗ-2123, ставшая прототипом для Chevy-Niva, -- «это лучшее, что можно предложить российскому потребителю».
Учитывая низкое качество отечественных автомобилей, ЕБРР, по словам Каданникова, готов предоставить кредит в размере 200 млн долл. поставщикам комплектующих для СП. По его данным, в ходе переговоров с инженерами GM было обследовано большое количество заводов -- поставщиков комплектующих, и лишь немногие из них соответствуют предъявляемым требованиям. Поэтому была разработана программа улучшения производства и проведены предварительные переговоры с ЕБРР. На этот счет первый вице-президент ЕБРР Чарльз Франк сказал более осторожно: «Банк готов обсудить кредитование предприятий».
Как ожидается, сборка Chevy начнется в сентябре следующего года. К этому времени надо успеть построить производственные корпуса, смонтировать оборудование для окраски кузовов и сборки автомобилей. Генеральным заказчиком по строительству производственных мощностей СП выступает американская фирма Hanscomb, с которой уже заключено соглашение.
В течение 2003 года предприятие планируется вывести на проектную мощность (около 75 тыс. автомобилей в год). Из них на экспорт с использованием сети продаж GM будет поставляться до 40 тыс. машин. Согласно бизнес-плану начиная с 2005 года проект начнет окупаться. Расчетный срок окупаемости -- 7--8 лет при стоимости автомобиля 8 тыс. долл.
Алексей ЗЕМЦОВ