Время новостей
     N°209, 16 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2004
Анализируй Толкиена
В Кремле прозвучит симфония Говарда Шора «Властелин колец»
17 и 18 ноября в Кремлевском дворце ждут самую широкую публику. Директор Национального филармонического оркестра России Георгий Агеев на пресс-конференции, посвященной московским показам симфонии канадского кинокомпозитора Говарда Шора «Властелин колец», сообщил, что исполнители будут рады видеть в зале и взрослых, и детей («надеюсь, подросткового возраста, а может, и младше»), и меломанов, и просто любителей культурного отдыха.

Симфония «Властелин колец» достаточно далека от того, что традиционно считается симфонической музыкой, хотя в концерте будут и симфонический оркестр, и хор, и дирижер за пультом. Значительно более близкие у нее отношения с новейшими мультимедийными тенденциями и продуктами, завораживающими современных потребителей индустрии развлечений. Собственно, симфония и есть одна из частей мультимедийного пакета, главной начинкой которого была кинотрилогия «Властелин колец», снятая по культовому роману Толкиена и ставшая блокбастером для самой широкой семейной аудитории. Респектабельный канадский автор Говард Шор сочинил для трилогии 12 часов музыки -- по четыре часа на фильм. Все, естественно, в кино не вошло, зато в симфонию (она идет около двух часов) вошли фрагменты собственно саундтрека и кусочки не задействованной в кино музыки. Сам Говард Шор, кажется, не тяготится тем, что ему пришлось так ужаться. Опытный автор звуковых дорожек к семидесяти фильмам (среди них «Молчание ягнят», «Семь», «Анализируй это», «Догма», «Игра» и проч.) производит впечатление в высшей степени делового человека: «В чем специфика работы в кино? -- Чтобы с продюсерами было все согласовано. -- В чем специфика московского концерта (симфония прокатывается по всему миру)? -- В интерпретации. В каждой стране играют разные музыканты, которые привносят что-то из своей культуры. Здесь будет русский оркестр и русский хор».

Шор работал в числе прочего с Дэвидом Кроненбергом, и многие звуковые приемы, опробованные им в «Автокатастрофе», задействованы в партитуре «Властелина колец»: в одной из сцен исполнитель на старом расстроенном фортепиано надевает на руку садовую перчатку, берет железную цепь и дубасит ею по басовым струнам инструмента. Шор не надеется на славу первооткрывателя, рассказывая, что по струнам рояля дубасили и 50, и 60 лет назад. Но только ему удалось сделать авангардистские откровения частью массовой культуры.

Кроме перчатки с цепью и мешка с песком на рояльную педаль Шор использует в партитуре целую гору экзотических ударных инструментов -- африканских, индийских, японских, тибетских и т.д. Для этого НФОРу пришлось полностью распотрошить коллекцию Театра звуков Марка Пекарского. И то всего необходимого не нашлось, так что исполнители вместе с автором на репетициях изобретали не то что велосипеды -- инструменты, способные изобразить мир орков, хоббитов, эльфов и магов.

Мультимедийное шоу будет состоять из оркестровых звуков, 150 хоровых голосов, звуковых и световых спецэффектов и видеоряда на гигантских экранах. А главной изюминкой представления считается певица Сиссел -- «норвежский соловей», за миниатюрными плечиками которого выступление на открытии зимних Олимпиад в Альбервилле (она пела, сидя верхом на белом медведе) и Лиллехаммере, ансамбли с Пласидо Доминго и рэпером Уорреном Джи («Половецкие пляски» Бородина в хип-хоп-обработке) и участие в записи саундтрека к «Титанику» (только заглавную песню у Сиссел отняла Селин Дион, остальное поет норвежка).

«Хоть и нет у нас орков и троллей, -- говорил на встрече с журналистами представитель канадского посольства, -- но Канада очень похожа на то, что описал Толкиен. Поэтому это здорово, что музыку к фильму написал канадский композитор!» У нас-то орков и троллей хоть отбавляй, поэтому публика наверняка сможет оценить продукт по достоинству.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка