|
|
N°209, 16 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Острова в тумане
Владимир Путин и Сергей Лавров еще поговорят о Японии
Тема отношений с Японией и принадлежности Южных Курил стала в эти дни одной из ключевых в российской политике. Все началось с того, что в воскресенье глава российского МИДа Сергей Лавров упомянул в прямом эфире НТВ о готовности Москвы урегулировать территориальную проблему со Страной восходящего солнца на основе Декларации 1956 года - заключить мирный договор, «отдать Японии два южных острова и на этом поставить точку». Напомним, что хотя упомянутая Декларация была ратифицирована парламентами обеих стран, зафиксированное в ней предложение сначала подписать мирный договор, а потом отдать Японии небольшой остров Шикотан и гряду Хабомаи - так и не было реализовано.
Вчера эту же тему затронул на традиционной встрече с членами кабинета министров президент страны Владимир Путин. Он подчеркнул, что без взаимности с японской стороны дело двигаться не будет: «Мы всегда выполняли и будем выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы. Но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов, того, как мы это видим и как это видели в 1956 году».
Фактически российский лидер подтвердил, что Москва готова выполнить обещание, которое было дано еще в 1956 году. Но для этого японцы также должны заявить о своей готовности следовать букве той исторической Декларации, положившей конец состоянию войны между двумя странами. Пока что Токио требует все четыре острова - Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи. Максимум, на что готовы японцы - так это на временные отсрочки с передачей каждого из островов под контроль Японии. В начале сентября японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми утверждал, что не заключит мирный договор с Россией до тех пор, пока не будут возвращены все острова.
Российские руководители не сказали ничего принципиально нового. Примечательно, однако, что вчера Путин назвал интервью главы МИДа «очень хорошим» и поблагодарил его «за развернутую картину наших внешнеполитических приоритетов». При этом президент особо выделил тематику Дальнего Востока, сделав акцент именно на выполнении договоренностей со стороны Японии. А в заключение Путин несколько загадочно произнес, обращаясь к министру: «Мы об этом поговорим еще». Такую многозначительность можно трактовать, однако, не только как похвалу, но и как завуалированный упрек в несвоевременности заявления министра.
Тем не менее, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко в беседе с обозревателем «Времени новостей» предположил, что Путин и Лавров согласовали действия и «благодарность» должна была подчеркнуть это: «Лавров смело выступил, чего не делал предыдущий министр. Он сказал японцам: хотите - будем говорить, не хотите - дело ваше». Хотя этот принцип и прежде лежал в основе российско-японского диалога, всплеск интереса к проблеме связан, по мнению г-на Павлятенко, с необходимостью определить целесообразность визита Владимира Путина в Японию в начале 2005 года.
Российский эксперт полагает, что визит лучше отложить - «Путину не с чем ехать». Более того, президент может оказаться втянутым в сомнительное пропагандистское шоу, которое будет проходить по японским правилам. Все началось с того, что в июне в Си-Айленде на встрече «восьмерки» Путин и Коидзуми договорились, что российский президент посетит Японию в начале 2005 года. А в это время в Стране восходящего солнца как раз будут широко отмечать 150-летие двустороннего договора о торговле и границе, по которому Южные Курилы принадлежали не России, а Японии. Договор был подписан 7 февраля 1855 года, и именно этот день парламент Японии объявил в 1981 году «Днем северных территорий». Москва заявила, что праздновать одновременно юбилей дипотношений и день японских территориальных притязаний к России будет невозможно. Однако Токио вряд ли согласится ради приезда президента Путина отменить скандальный для российской делегации «День северных территорий».
«Зачем Путину ехать в Японию в начале следующего года - посмотреть уже запланированный масштабный марш японцев от Хоккайдо до Окинавы с требованием вернуть острова? Подписать с Японией сделку по строительству нефтепровода также вряд ли удастся - технико-экономическое обоснование еще не готово, разве что его подготовят за один день» - замечает г-н Павлятенко.
Да и юбилеев на будущий год у России с Японией, как говорится, выше крыши - 130 лет назад в 1875 года Россия обменяла Курилы на Сахалин, 100 лет назад в 1905 году после военного поражения отдала Японии южную часть Сахалина. А в сентябре исполнится 60 лет разгрома во Второй мировой войне империалистической Японии, после чего в 1945 году Южные Курилы перешли к России. Возможно, Путин лучше себя чувствовал бы в Токио в дни этого триумфального юбилея.
Г-н Павлятенко считает, что при Коидзуми в японской политике по отношению к России произошло соединение политики и экономики, чего раньше в Токио старались избегать. Возможно, это и вызывает нервозную активность россиян. В мае при посещении Нижнего Новгорода первый заместитель министра иностранных дел и статс-секретарь МИД Японии Итиро Аисава открыто заявил, что территориальные вопросы «являются барьером для развития двусторонних экономических отношений». По его словам, заключение мирного договора - «важная задача для японской дипломатии, без решения которой происходит психологическое топтание на месте. Когда этот вопрос будет решен, отношения будут развиваться более бурно».
Вызывающая морская прогулка японского премьера в сентябре у берегов Южных Курил стала, по мнению экспертов, нарушением прежних договоренностей Коидзуми с Путиным о постепенном продвижении отношений на основе доверия и уважения. Они зафиксированы в Плане действий, подписанном в январе 2003 года. Этим летом японская дипломатия упорно настаивала на том, чтобы во время визита Путина в начале 2005 года обязательно добиться «конкретных и существенных» сдвигов в деле подписания мирного договора. Теперь российская сторона указала свой четкий путь к этой достойной цели.
Александр ЛОМАНОВ