|
|
N°209, 16 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия и США конкурируют на Кавказе»
Вчера президент Армении Роберт Кочарян признал, что не испытывает оптимизма по поводу перспектив решения карабахской проблемы. Он посетовал, что Баку желает вести переговоры исключительно с Арменией. По словам Кочаряна, вследствие этого он представляет на переговорах позицию не только Армении, но и Нагорного Карабаха, хотя "это неправильный переговорный формат, который не отражает сути конфликта". Эта тема обсуждалась в эти дни в Москве, где в конце недели побывал глава МИД Армении Вардан ОСКАНЯН. С министром иностранных дел Армении беседует корреспондент «Времени новостей» в Ереване Гаянэ МОВСЕСЯН.
-- В Армении стали сомневаться в союзническом характере армяно-российских отношений. Прозвучали даже требования ориентироваться на вступление в НАТО. Не сменит ли Ереван внешнеполитический курс?
-- Стратегический характер армяно-российских отношений неизменен. Достаточно взглянуть на динамику контактов наших президентов, на высокий уровень взаимных визитов, чтобы понять: сомнения необоснованны. И каждые переговоры дают результат. Население у нас действительно было недовольно временным закрытием российско-грузинской границы, что повлекло за собой трудности для направляющихся в Армению грузов и пассажиров. Но граница уже открыта, и общественность успокоилась.
-- Не сказывается ли на армяно-российских отношениях усиление европейского и американского присутствия в регионе?
-- Армения продолжает партнерское сотрудничество с европейскими и евроатлантическими структурами, равно как и с входящими в них государствами. Это касается вопросов безопасности Кавказа, урегулирования конфликтов и установления долгосрочного мира, что совпадает с уже присутствующими здесь российскими интересами. Россия и США, Россия и Европа -- на Кавказе не противопоставляют себя друг другу, а конкурируют между собой. Такое положение не может негативно отражаться на армяно-российских отношениях. Основополагающий для нас с Россией -- подписанный в 1997 году Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Подписаны договор о долгосрочном, до 2010 года, экономическом сотрудничестве, соглашение «Имущество в счет долга». Это дает возможность активизировать экономические контакты.
-- Развитие экономических связей невозможно без налаживания транспортного сообщения. Абхазский участок железной дороги по-прежнему бездействует. Заработает ли он вновь, и чем могла бы помочь Армения?
-- Отсутствие прямой железнодорожной связи между Арменией и Россией наносит ущерб нашей экономике и негативно отражается на странах региона. Точнее, ущерб наносит бездействие этой линии, потому что связь есть, однако на грузино-абхазском участке она не функционирует более десяти лет. Армения заинтересована в реанимации железнодорожного сообщения и готова сделать для этого все возможное. Это будет иметь не только экономическое, но и политическое значение, поскольку поможет снять напряженность в регионе.
-- Ожидается ли продвижение вперед в деле урегулирования карабахского конфликта?
-- Нагорный Карабах -- одна из самых болезненных точек Кавказа. Азербайджанская сторона время от времени делает воинственные заявления, но перемирие, заключенное в 1994 году, сохраняется, причем без международных миротворцев. Это очень важно. Сегодня мы, кажется, достигли точки, когда, продолжая переговоры, можно прийти к конкретным решениям. Это стало возможно, в частности, в результате встреч президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, а также Пражских переговоров глав МИДов (в июне. -- Ред.). Но для принятия решения необходимо проявить политическую волю и трезво оценить собственные возможности. К сожалению, Азербайджан демонстрирует максималистскую позицию. Не сумев достичь желаемого, он пытается торпедировать конструктивные идеи.
-- Армения настаивает на пакетном варианте урегулирования. Азербайджан -- на поэтапном. Возможен ли компромисс?
-- Для Армении важнее всего определение статуса Нагорного Карабаха. Во времена правления Гейдара Алиева здесь был достигнут прогресс, зафиксированный договоренностями 2001 года в Париже и Ки-Уэсте. Но после прихода к власти Ильхама Алиева позиция азербайджанской стороны стала жестче. Сейчас в ходе встреч президентов и глав МИД Армении и Азербайджана стороны уточняют позиции. Уже есть определенные подходы, посредством которых можно прийти к урегулированию.
-- Вы согласны, что найти решение могут только стороны конфликта, под которыми понимаются, как правило, Армения и Азербайджан? Какую роль могут сыграть международные посредники, в частности Россия?
-- Сегодня от сопредседателей Минской группы ОБСЕ новых предложений больше не поступает. Они играют роль посредников, выслушивают предложения сторон. Если переговоры в Праге продолжатся, продолжится и конструктивное сотрудничество с сопредседателями, появится возможность зафиксировать позитивные подвижки, достигнутые в ходе переговоров. Усилия сопредседателей будут эффективны, если конфликтующие стороны поймут необходимость компромиссов. Конечно, право принимать решения остается за сторонами в этом конфликте -- армянами и азербайджанцами. Однако страны-посредники, особенно Россия, могут сыграть большую роль. Россия не раз заявляла, что готова выступить гарантом любого решения, которое будет достигнуто сторонами.
-- В повестку 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Азербайджана внесен пункт «О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана». Считаете ли вы это целесообразным?
-- Вынесение вопроса на Генассамблею ООН не будет содействовать урегулированию. Выделение из проблемы каких-то элементов и отвлечение внимания международного сообщества от сути вопроса только помешает. Особенно теперь, когда на переговорах зафиксирован некий прогресс. Это серьезная ошибка азербайджанской стороны, если, конечно, они хотят разрешить, а не торпедировать проблему. На опасность этого шага азербайджанской стороны указывает и международное сообщество: против высказались сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представитель ЕС.
Мы можем выйти на качественно новый этап, если начнем второй раунд переговоров министров иностранных дел. Но в таких условиях это просто невозможно. Мы предлагаем продолжить работу в рамках Минской группы для достижения всеобъемлющего решения вопроса. Если Азербайджан переносит проблему в другие инстанции, пытаясь добиться решения отдельных вопросов, ему следует иметь дело уже не с представителями Армении, а с властями Нагорного Карабаха.
Беседовала Гаянэ МОВСЕСЯН