|
|
N°212, 19 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На пути к чистой энергии
Внедрение водородного топлива и отказ от "мирного атома" -- утопия или реальность?
Германо-российское энергетическое сотрудничество оказалось в последние годы настолько тесным и перспективным, что вновь -- примерно, как это было три с лишним десятилетия назад, когда готовились первые поставки российского природного газа в Западную Европу, -- на Западе время от времени слышатся мнения, предостерегающие от потенциально «чрезмерной зависимости» энергоснабжения Германии от России.
В своем выступлении на германо-российской конференции по инвестициям в Штутгарте федеральный канцлер Герхард Шредер призвал к дальнейшему углублению делового партнерства между энергетическими отраслями обеих стран. Сразу же вслед за этим выступлением свое негативное отношение к германской энергетической политике в интервью газете Financial Times Deutschland высказал главный экономист Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль. По его мнению, для того, чтобы России достичь поставленных перед собой амбициозных целей экономического роста, сохранение высоких цен на нефть и природный газ -- необходимое условие. «Поэтому германская стратегия все возрастающих закупок природного газа из России является рискованной», -- подчеркнул г-н Бироль.
Впрочем, главному экономисту МЭА вообще не по вкусу энергетическая политика нынешнего «красно-зеленого» правительства Германии. Фатих Бироль призвал кабинет во главе с канцлером Шредером «больше опираться на факты» в своей политике. Так, он считает «нереалистичными» планы, согласно которым к середине нынешнего столетия Германия должна наполовину покрывать свои энергетические потребности за счет возобновляемых источников. Для этого, как представляется МЭА, у Германии (кстати, она является мировым лидером использования энергии ветра) отсутствуют географические предпосылки. «Экологическое электричество», считает г-н Бироль, к тому же довольно дорого стоит, что представляет опасность для экономики. Имеются у главного экономиста МЭА опасения и насчет запланированного Германией отказа от атомной энергетики. По его мнению, страна не располагает продуманной концепцией того, чем должны быть заменены атомные реакторы.
Конечно, высказанная Фатихом Биролем позиция -- не сенсация. Вокруг названных им проблем уже не первый год спорят политики, экономисты и специалисты в области энергетики. Ведь постоянно возрастающая потребность в энергии вызывает необходимость в новых практических концепциях. В какой пропорции будут складываться природный газ, солнечная энергия или, может быть, все же «мирный атом» в составе немецкого «энергококтейля» в среднесрочной или далекой перспективе? Десятилетия назад природный газ считался лишь сопутствующим «отходным» продуктом добычи нефти. В сегодняшних прогнозах на него как на источник энергии будущего делается крупная ставка, а благодаря своим качествам он обладает наивысшими показателями прироста по сравнению с другими современными энергоносителями.
Зависимость от импорта
В современных газопаровых турбинах природный газ можно эффективно использовать для производства электричества. Однако скептически настроенные эксперты утверждают, что широкое использование подобной технологии чрезмерно привяжет Германию к использованию этого сгораемого вида топлива, которое во все возрастающих объемах импортируется, в частности, из России. Законы рынка подсказывают, что стремительный рост спроса на природный газ во всем мире может привести к стремительному скачку цен на этот вид энергоносителя.
Многим специалистам в Германии в качестве альтернативы природному газу в перспективе видится использование тепла Земли. По мере приближения к центру Земли недра становятся все теплее. Этот принцип и используют геотермические электростанции: вода под высоким давлением закачивается в скважину на значительную глубину, где она сильно нагревается. Возвращенная обратно на поверхность, она приводит в движение паровую турбину, вырабатывающую с помощью генератора электрический ток. Такая первая пилотная геотермическая электростанция Германии работает в настоящее время в Нойштадт-Глеве. Пробное бурение скважин на предмет исследования их пригодности для получения тепловой энергии Земли проводится и в других регионах Германии. Однако даже самые отчаянные оптимисты подобной энергетической альтернативы не берутся всерьез утверждать, что геотермия в обозримом времени сможет покрыть значительные потребности в энергии.
Лимитированный "мирный атом"
На этом фоне снова стали слышны голоса в защиту продолжения использования атомных электростанций, будущее которых при нынешнем «красно-зеленом» федеральном правительстве, похоже, окончательно предрешено. АЭС обладают высокой эффективностью, они не производят парниковых газов и обладают надежной техникой -- таковы аргументы сторонников возврата к «мирному атому» в Германии. Между тем согласно правительственным планам «прощание» с ним растянуто на ближайшие 30 лет, чтобы дать возможность уже действующим реакторам отработать положенный им срок. К тому же новый Европейский водяной реактор высокого давления, как утверждают его создатели, наделен существенно более высокими стандартами надежности, чем прежние АЭС. Его «оболочка безопасности» должна служить надежной защитой как при внутренних взрывах в самом реакторе, так и «атаках» снаружи -- например, целенаправленных ударах самолетов. В случае выхода из реактора ядерного топлива -- как это случилось в Чернобыле -- оно должно улавливаться и охлаждаться специальным устройством. Однако, даже несмотря на подобные ужесточения стандартов безопасности, перспектив для строительства новых АЭС в Германии в настоящее время нет.
Прямо противоположный подход к этой проблеме в Финляндии. С апреля нынешнего года там начата подготовка к сооружению Европейского водяного реактора высокого давления, который должен быть принят в эксплуатацию к 2009 году. Высокий КПД от расщепления атома является главным соблазном при принятии решений в пользу строительства АЭС. Один килограмм урана в реакторе АЭС соответствует 18 тоннам сожженного угля. Финляндия в настоящее время стала не единственной страной, активно заигрывающей с атомной энергетикой. После длительной паузы, вызванной, вероятно, чернобыльским шоком, в разных регионах мира вновь приступили к строительству ядерных реакторов. Их наибольший прирост в недалеком будущем ожидается в Азии. Одна лишь Южная Корея намечает соорудить в ближайшее десятилетие 11 новых АЭС, а Китай, страдающий от нехватки электричества, принял решение о строительстве 37 атомных станций.
Но и у возврата к «мирному атому» имеется существенный барьер -- и это сам уран. Чтобы выработать 5 кг окиси урана, необходимо добыть тонну урановой руды. Хотя страны, располагающие ее запасами, и разрабатывают новые шахты по добыче урана, запасы его далеко не безграничны. А постоянно растущий спрос на электроэнергию в таких странах, как Китай, вполне в состоянии многократно поднять мировую цену и на этот вид энергоносителя.
"Будущее" по бросовой цене
Автомобилист, загружающий в свое авто топливо на заправке Aral на берлинской улице Месседамм, скорее всего должен быть человеком особого рода. И как минимум он должен быть достаточно состоятельным, чтобы обладать автомобилем, оборудованным всем необходимым для топлива будущего. На фоне нынешних цен на обычный бензин энергия будущего предлагается здесь буквально по бросовой цене -- 1 евроцент за килограмм разливного водородного топлива. Впрочем, речь здесь идет, разумеется, не о его рыночной цене. Скорее всего, это показатель пока еще полного отсутствия таковой.
Но сам факт того, что на автозаправке с водородным топливом вообще появилась цена, однозначно свидетельствует также и о том, что этот «продукт будущего» день ото дня прибавляет рыночной зрелости. Эту первую не только в немецкой, но и в европейской экономике заправку с водородным топливом недавно в торжественной обстановке открыл федеральный министр транспорта Манфред Штольпе. Первыми потребителями «будущего» стали, правда, довольно избранные автомобильные круги. Здесь могут заправляться -- по соседству с обычными колонками, предлагающими простой бензин разных марок, -- обладатели карточек клиентов CEP (Clean Energy Partnership -- «Партнерство ради чистой энергии»). В настоящее время это весьма эксклюзивный клуб, членами которого являются федеральное правительство Германии, British Petroleum/Aral, DaimlerChrysler, Ford, GM/Opel, немецкие производители водородного топлива Hydro/GHW и Linde, а также энергетический концерн Vattenfall Europe.
«Проект должен доказать общественную пригодность водорода в качестве автомобильного топлива», -- говорится в сообщении Clean Energy Partnership. Для наглядности на улицы Берлина выпущено 16 автомобилей на водородном топливе. Десять «Мерседесов» класса А с августа этого года испытывает DaimlerChrysler в ведомстве федерального канцлера. Три «Форда-Фокус» в составе автопарка фирмы Hermes развозят по городу почтовые посылки. BMW выпустило на берлинские улицы два респектабельных водородных автомобиля 7-й серии, и Opel выставил для эксперимента свою «Зафиру».
Эксперты CEP убеждены в перспективности водородного топлива. Этот самый простой химический элемент в природе нетоксичен, а запасы его на Земле безграничны в самом прямом смысле этого слова. Если это топливо сжигается в специальных моторах или в топливном элементе для выработки электричества, то из выхлопной трубы выбрасывается ничто иное, как обыкновенная вода.
Однако в последнее время на белоснежной жилетке имиджа водорода появились первые пятна. Швейцарский эксперт по топливным элементам Ульф Боссель посчитал, что потери энергии в технике, связанной с водородным топливом, попросту колоссальны. Если водород получать с помощью электролиза (кстати, этот метод используется и для получения топлива для берлинской заправки), то электроэнергия используется для разложения молекулы воды на водород и кислород, и на это расходуется до 30% энергии. Но и это еще не все: в хранилищах водород закачивают в емкости под давлением в сжатом виде, на что расходуется еще 20% энергии и до 35% -- на сжижение. Прибавьте к этому затраты энергии водородного автотоплива на транспортировку к потребителю в специальных цистернах-холодильниках. Не выгоднее вырабатывать водород, который в чистом виде в природе не встречается, и с помощью энергии ветра. По мнению Ульфа Босселя, в этом случае три из четырех ветровых мельниц должны крутиться лишь для компенсации потерь энергии.
Аргументы швейцарского эксперта вынуждают немецкое «водородное лобби» искать новые аргументы в защиту своего топлива будущего. Ведь, в конце концов, утверждают они, автомобили с традиционными бензиновыми двигателями тоже не ахти как сберегают энергию и не слишком экономично используют свое топливо. Лишь 18% энергии, заключенной в сырой нефти и полученной из бензина, используется непосредственно для движения автомобиля, считает Йоахим Вольф, глава фирмы по производству водородного топлива Linde. «Если мы хотим продолжать ездить на автомобилях, то должны более щедро расходовать энергию», -- утверждает г-н Вольф.
Открытым остается вопрос, когда появятся первые серийные автомобили, потребляющие в качестве горючего водородное топливо. DaimlerChrysler обещает выбросить на рынок первые мелкие партии машин, работающих на топливном элементе, после 2010 года. General Motors и Opel объявили еще в апреле, что собираются быть первыми среди производителей, которые пробьют «звуковой барьер» -- продадут миллион водородных автомобилей.
В конце прошлой недели в Берлине была открыта крупнейшая в мире автозаправка, на которой в качестве горючего наряду с привычными сортами бензина предлагается водородное топливо. Этот амбициозный проект, который осуществляется при активной поддержке федерального правительства Германии, считается наиважнейшим.
К торжественной сдаче водородной заправки в эксплуатацию федеральным министром транспорта Манфредом Штольпе был приурочен также и старт практической фазы демонстрационного проекта «Партнерство ради чистой энергии». В него включены заправочная станция «Арал», где можно приобрести, в частности, водородное топливо, парк из 16 испытательных легковых автомобилей различных немецких марок, а также станция техобслуживания автомобилей на водородном топливе, которая будет открыта в феврале 2005 года.
Берлинская водородная автозаправка рассчитана на регулярное обслуживание ста автомобилей. Впервые в истории энергетики в этом проекте соединены производство, доставка, хранение и заправка жидким и газообразным водородом с услугами обычной АЗС.
Юрий ШПАКОВ, с использованием материалов Berliner Zeitung