|
|
N°209, 16 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все пошли в прокуратуру
Приговор банкиру Янковскому грозит обернуться новыми уголовными делами
Пресненский райсуд Москвы вчера признал виновным в хищении миллиарда рублей главу компании «Спецстройсервис-2000», совладельца Легпромбанка Евгения Янковского и приговорил его к восьми годам колонии общего режима. Ни подсудимый, ни его адвокаты иного исхода и не предполагали -- они уверены в предвзятом отношении суда. Последний в долгу не остался. Не ограничившись обвинительным приговором, судья Елена Литвиненко обратилась в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката Роберта Зиновьева за клевету.
Львиная доля зачитанного вчера приговора повторила содержание обвинительного заключения. Гендиректор ООО «Спецстройсервис-2000» Евгений Янковский обвинялся в мошенничестве, то есть в хищении обманным путем 1 млрд руб., выделенных ЗАО «Ситиэнерго» на строительство теплоэнергосети для делового комплекса «Москва-Сити». В 1999 году Газпромбанк, основной инвестор строительства, передал дочерней компании ОАО «Сити» -- компании «Ситиэнерго» пять векселей на 1 млрд руб., а та в свою очередь передала их «Спецстройсервису-2000» в качестве оплаты по заключенному договору подряда строительства теплоэнергосети. «Янковский заранее разработал план хищения, а затем распорядился похищенным как своим собственным, обратив векселя в свою пользу», -- говорится в приговоре. Обвинение смогло убедить суд, что предприниматель и не собирался выполнять взятые обязательства, работы по строительству сети так и не были начаты, а ценные бумаги были проданы или погашены через аффилированные с подсудимым фирмы-однодневки. Сначала пять векселей Газпромбанка были обменены на 20 простых векселей «Газпрома», восемь из которых впоследствии Янковский обменял на два векселя подконтрольного ему Легпромбанка. И уже потом все эти ценные бумаги продавались через ряд фирм, не принимавших никакого участия в строительстве «Москва-Сити». Создавались эти компании единственно с целью «кратковременной аккумуляции на их счетах, полученных от реализации векселей средств», и все регистрировались по утерянным паспортам или по паспортам уже умерших граждан.
Евгений Янковский вину не признал, считая уголовное дело сфабрикованным конкурентами. Но все доводы защиты суд отмел как несостоятельные. В частности, защита утверждала, что Янковский и в глаза не видел этих векселей, что они никогда не покидали стен «Ситиэнерго». Кроме того, строительство теплоэнергосети все-таки было начато, но работы приостановились из-за «неурегулированного правового статуса самой стройплощадки» -- разрешительные документы на строительство так и не были подготовлены. «В приговоре сказано, что мой подзащитный заранее разработал план хищения еще при подписании договора подряда. Но на тот момент «Ситиэнерго» еще не обладало векселями, они пришли гораздо позднее, а потому Янковский никак не мог иметь умысел на их хищение», -- заявил после вынесения приговора адвокат Роберт Зиновьев.
Янковский был признан судом виновным в мошенничестве в крупных размерах с использованием служебных полномочий, а также в легализации денежных средств. Восемь лет лишения свободы за совершение подобных преступлений, по мнению суда, -- это «наказание, близкое к минимальному», а изоляция от общества необходима, поскольку подсудимый «не признал своей вины, не раскаялся, пытался избежать уголовного преследования, вводя в заблуждение следствие и суд». Этот срок лишь на год меньше того, о котором говорил свидетель и коллега по бизнесу подсудимого Александр Шорор, заявивший в ходе процесса, что ему известно, что «с судом уже договорились, и Янковского осудят на девять лет». После оглашения конвойные поспешили увести осужденного из зала, но все же он успел выразить свое отношение к произошедшему. «Все трое будут сидеть по 305-й статье!» -- крикнул он, тем самым обвинив служителей Фемиды в вынесении заведомо неправосудного приговора. А судья Елена Литвиненко в дополнение к приговору вынесла частное определение в адрес адвоката Роберта Зиновьева, объявив, что уже направила в адвокатскую палату и прокуратуру заявление о наличии в действиях защитника «признаков состава преступления за клевету в отношении судьи». Как пояснил позднее сам г-н Зиновьев, судье не понравилось его выступлении в прениях, когда он намекнул на «очевидную коррумпированность судей в деле Янковского», и следователь Пресненской межрайонной прокуратуры уже вызывал его для дачи объяснений. Адвокат в свою очередь намерен обратиться в Генпрокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении г-жи Литвиненко.
Екатерина БУТОРИНА