|
|
N°112, 28 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Греет, но не светит
Над Сбербанком сгустилась государственная тайна
Естественная монополия на рынке частных вкладов -- Сберегательный банк -- демонстрирует впечатляющие финансовые результаты и полную нечувствительность к интересам миноритарных акционеров. На состоявшемся вчера годовом собрании акционеров фактический собственник Сбербанка -- Банк России -- заблокировал все поправки в устав, предложенные миноритариями. Мелкие акционеры не получили преимущественного права выкупа дополнительных акций, а значит, по-прежнему не защищены от размывания своей доли в активах и капитале банка. Не прошла и поправка, обязывающая менеджеров в 15-дневный срок предоставлять акционерам информацию, предусмотренную законом об акционерных обществах.
Большинство акционеров проголосовали за увеличение уставного капитала Сбербанка на 500 млн руб. и поручили менеджерам «в пределах своей компетенции обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну». А сохранивший свой пост президент банка Андрей Казьмин прямо сказал своим оппонентам, что если они с чем-то не согласны, никто не мешает им продать свои акции.
Миноритарии утешают себя тем, что их не даст в обиду новый член наблюдательного совета, руководитель аналитического отдела Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. В беседе с корреспондентом нашей газеты он пообещал всеми силами отстаивать в совете интересы акционеров и голосовать против дополнительной эмиссии до тех пор, пока балансовая стоимость акций ниже рыночной. Возможно, г-н Клейнер и впрямь проявит большую моральную устойчивость, чем прежний радетель миноритариев -- доктор экономических наук Борис Федоров.
Сбербанк уже несколько лет является не только крупнейшим, но и самым эффективным банковским институтом в стране. Его чистая прибыль за прошлый год составила по международным стандартам 11,2 млрд рублей. Учитывая, что собственные средства банка достигли к концу года 41,6 млрд рублей, Сбербанк в очередной раз продемонстрировал блестящую по любым меркам рентабельность капитала -- 35%. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Андрей Иванов говорит, что финансовые результаты банка по МСФО оказались лучше ожидаемых. По мнению эксперта компании «Атон» Владислава Метнева, они даже могут отчасти компенсировать негативные для рынка акций результаты вчерашнего собрания.
Повернется ли Сбербанк лицом к своим некрупным акционерам, полностью зависело от воли Центрального банка. Глава ЦБ Виктор Геращенко был неумолим. Права преимущественного выкупа акций миноритариям не видать до тех пор, пока Сбербанк находится под контролем ЦБ, заявил он. Свою позицию он объяснил тем, что наличие этого права помешает Центробанку продать свой пакет некоему стратегическому инвестору -- предположительно крупному западному банку.
Г-н Метнев признает, что этот аргумент г-на Геращенко не лишен экономического смысла, поскольку контрольный пакет Сбербанка можно продать на 30--50% дороже его рыночной стоимости. Сам председатель ЦБ, похоже, не особенно надеется на стратегического инвестора. Вчера он высказал еще две идеи относительно контрольного пакета. Лучшим решением ему кажется передача акций, принадлежащих ЦБ, населению "за какую-то минимальную цену". Если же ваучерная приватизация Сбербанка не пройдет, то его основным акционером мог бы стать Пенсионный фонд.
Оппоненты не воспринимают идеи г-на Геращенко всерьез. Директор Института корпоративного права и управления Дмитрий Васильев сказал вчера газете «Время новостей», что, отказываясь поддержать миноритариев, ЦБ поощряет нецивилизованный передел собственности и подыгрывает группам влияния, стремящимся подмять под себя Сбербанк.
Тем временем менеджеры усиливают контроль над банком. В новом наблюдательном совете они заняли четыре места вместо трех. Кресло скрывающегося в Париже от Генпрокураторы Михаила Живило займет Галина Рыбакова -- директор управления по работе с филиалами.
Владимир ФЕДОРИН