|
|
N°208, 15 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спецпредставитель ООН по Абхазии: «Мы сейчас упускаем время»
Ситуация вокруг президентских выборов в Абхазии остается неясной. Кандидат от оппозиции Сергей Багапш называет себя победителем, представитель партии власти Рауль Хаджимба настаивает на проведении нового голосования. Все это тормозит переговорный процесс между Тбилиси и Сухуми. Спецпредставитель генсека ООН по грузино-абхазскому урегулированию швейцарский дипломат г-жа Хайди ТАЛЬЯВИНИ в интервью собкору «Времени новостей» в Грузии Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказала, каким ей видится выход из положения.
-- Международное сообщество не признает выборы в Абхазии легитимными. Но ведь важно, чтобы появилась определенность?
-- Естественно, для нас имеет значение, чтобы как можно скорее определился будущий партнер по переговорному процессу. Мы сейчас упускаем время, которое могли бы уделить урегулированию. Это не может не сказываться отрицательно.
Предположительно в третьей декаде ноября в регион прибывает Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Есть планы провести в декабре в Женеве 4-ю по счету встречу под эгидой «Группы друзей Генерального секретаря ООН по Грузии», которая объединяет США, Германию, Францию, Россию и Великобританию. В ней должен принять участие и заместитель Генсека ООН. Такая встреча -- возможность для сторон высказать свою точку зрения перед авторитетными представителями. Сами посредники тоже выдвигают новые предложения.
-- Грузия направила Совбезу ООН приглашение провести на своей территории его заседание по абхазской проблематике...
-- Да, такое предложение поступило еще в прошлом году. В этом случае могли бы пройти на месте встречи с представителями грузинских властей и, если будет согласие Сухуми, в Абхазии. Но только сейчас такая возможность впервые озвучена на консультациях в Совете Безопасности. Принципиально все в Совбезе согласны на такой визит. Когда делегация Совбеза посещает регион конфликта, это придает процессу урегулирования большее международное звучание. Демонстрируется заинтересованность в урегулировании, в необходимости глубже разобраться в ситуации. То, что обсуждение возможности такого визита началось, тоже свидетельствует об интересе к абхазской проблеме.
-- Но можно ли надеяться, что Сухуми эту инициативу не заблокирует? В прошлом году абхазы отказались принять гражданскую полицию ООН.
-- Будет не очень понятно, если абхазская сторона откажется от такого визита. Ведь в Сухуми регулярно высказывают желание самим высказаться на заседании СБ ООН.
Так как в зоне конфликта нет военного противостояния и люди страдают от преступности, то мы предложили ввести гражданскую полицию ООН для повышения квалификации правоохранительных органов сторон. Сначала были согласны и в Тбилиси, и в Сухуми. Но в итоге наши представители есть только в Западной Грузии. К сожалению, в последний момент Абхазия отказалась их принять. Но мы не теряем надежды, ведь такая миссия полезна. Важно, чтобы в Сухуми наконец появился кто-то, с кем можно будет вести переговоры и на эту тему.
-- Ваш предшественник на посту спецпредставителя немецкий дипломат Дитер Боден разработал документ о разграничении полномочий Тбилиси и Сухуми. Абхазия отказалась его обсуждать. Вы продолжите переговоры по статусу?
-- Без политического решения всеобъемлющему урегулированию не бывать. Пока же на встречах в Женеве мы решили сосредоточиться сначала на практических вопросах. Это проекты в экономике, возвращение беженцев, вопросы политики и безопасности. Поэтому начали думать о гарантиях безопасности и того, чтобы вооруженное противостояние не возобновилось. Это важно для обеих сторон, и это приближает нас к политическому решению.
-- То есть сначала надо договориться, чтобы не воевать, потом все остальное?
-- Такова позиция абхазской стороны. Грузинская предлагает продвигаться по проблеме возвращения беженцев.
-- Насколько усилия ООН по проблеме Абхазии совпадают с тем, что предлагает главный посредник -- Россия?
-- Россия играет важную роль в абхазском урегулировании. Есть женевский процесс, но есть и сочинский, начатый в марте прошлого года по итогам переговоров в этом городе президентов России и Грузии. Что-то перекликается, например проблема достойного возвращения беженцев, в первую очередь в Гальский район Абхазии. Мы предложили подготовить по этой проблеме пакет документов.
-- Военные наблюдатели ООН с июня прошлого года, после того как неизвестные похитили и продержали несколько суток в плену патруль миссии, не проводят мониторинг Кодорского ущелья. Недавно Сухуми заявил, что в этом регионе Абхазии, единственном подконтрольном Тбилиси, концентрируются грузинские войска.
-- Патрулирование необходимо возобновить, и наши коллеги, российские миротворцы, готовы к этому. Их командующий регулярно об этом заявляет. Препятствие в том, что тот инцидент еще не расследован. Но я знаю, что грузинские власти этим занимаются. В мандате нашей миссии -- мониторинг Кодорского ущелья. Поэтому патрулирование необходимо возобновить как можно скорее. Когда нет мониторинга, обе стороны могут утверждать что угодно.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ