Время новостей
     N°112, 28 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.06.2001
Московский экран слишком велик
Самая большая проблема -- какой маршрут выбрать
В среду на сцену кинотеатра «Пушкинский» вышли настоящие звезды: Джек Николсон и Шон Пенн, представившие свой фильм «Обещание». Звезды были немногословны, но публика, почти заполнившая огромный зрительный зал, все равно радовалась. Никита Михалков картину вслух похвалил, хотя зрители скорее скучали. Ничего плохого в этой попытке совместить голливудский глянец с европейским психологизмом «Отходной детективному жанру» Дюрренматта в общем-то нет. Но, понятно, это не лучшая роль Николсона, а Шон Пенн -- замечательный «плохой парень», но не лучший режиссер на свете. Зато ММКФ может поставить себе еще один плюс -- капризный Николсон все-таки к нам приехал и, возможно, выйдет к публике еще раз, чтобы получить на закрытии медаль имени Станиславского. С не меньшим основанием ММКФ может гордиться и еще одним ярким гостем -- Роджером Корманом, королем трэш-кино, в чьем приезде, впрочем, почему-то никто и не сомневался.

ММКФ идет к концу. Огромная лавина картин, обрушившаяся на Москву, расползлась по разным руслам. Привыкший к наличию основного течения московский зритель в растерянности. В руках у журналистов и гостей фестиваля -- путеводитель, за который особое спасибо пресс-центру, но в нем лишь расписание сеансов и краткие анонсы картин. Решать приходиться самим, что смотреть надо, а что не обязательно, что престижно, а что именно тебе доставит удовольствие. Специалисты назовут имена модных режиссеров, но вовсе не обязательно, что их эксперименты вам понравятся. Пожалуй, основная претензия к фестивалю на этот раз -- слишком всего много: фильмов, фестивальных залов, программ... Зато нет проблем с билетами -- их можно купить почти на любой сеанс. Знать бы только, зачем ты туда идешь: удовлетворить любопытство, получить информацию или развлечься. Когда нет фокуса, картина кажется размытой, а в отсутствие единого сюжета и интерес угасает.

Большинство киноманов конкурс игнорируют, посещая модные информационные показы в «35 ММ» и «Ударнике». Однако пока ММКФ не стал фестом, именно конкурсная программа является его лицом. К счастью, конкурс постепенно выравнивается. Его фильмы не то чтобы нельзя пропустить, но можно смотреть не без интереса. Киноманы высоко оценили работу знаменитого корейского режиссера Ким Кидука «Реальный вымысел», но для простого зрителя эта картина о покорном насилию уличном художнике, в мечтах убивающем всех своих обидчиков, показалась слишком вычурной. Многим пришлись по душе «Дикие мидии» -- дебют голландца Эрика де Брюна, хотя другим она показалась скучной. С симпатией отнеслись к другому дебюту -- режиссера иранского происхождения Резы Багхера, снявшему в Швеции картину «Стеклянные крылья» о семье эмигрантов, переживающих драму несовместимости западных ценностей с традиционным иранским укладом. Фильм «Мадемуазель» Филиппа Лиоре -- обычная мелодрама, у которой есть свои поклонники. У более насмотренных любителей кино фильм вызвал разочарование, казалось, что французский кинематограф мог бы быть представлен более изощренным зрелищем. «Пионовая беседка», снятая модным фотографом из Гонконга Юньфанем, -- подчеркнутая экзотика, арии из китайских опер, нежные девушки, скрытая страсть и внешнее изящество, -- фильм, из категории обязательных на уважаемых фестивалях.

Впереди наиболее известный и для Московского фестиваля с его почтением к статусу и возрасту наиболее вероятный претендент на приз -- «Нечестное состязание» классика итальянского кино Этторе Сколы. Впрочем, жюри может совершить и другой выбор. В России хорошо известны трое его членов -- украинский актер и министр культуры Богдан Ступка, живущая в Лондоне российская актриса литовского происхождения Ингеборга Дапкунайте и режиссер Игорь Масленников, более всего знакомый зрителям по сериалам про Шерлока Холмса и «Зимнюю вишню». Но московской публике гораздо труднее представить себе вкусы китайского актера с мировой известностью Цзянь Вэня, бывшего директора Берлинского фестиваля Морица де Хадельна, нынешнего директора фестиваля независимого кино в Санденсе Джеффри Гилмора, французского продюсера Фредерика Зиклера, игравшей у Фасбиндера и Шлендорфа Маргарет фон Тротта. Что выйдет из соединения людей со столь разным опытом, посмотреть особенно интересно.

Что же касается самых знаменитых фильмов -- лауреатов Каннского, Берлинского и прочих фестивалей, показанных в программах ММКФ, то они рано или поздно появятся в московском прокате, тогда мы о них и расскажем подробно.

Алена СОЛНЦЕВА