|
|
N°208, 15 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Microsoft в поиске наших денег
Главный на планете производитель софта вышел на новый рынок
Месяц назад мы уже сообщали (см. номер от 18 октября) об ожидаемом нападении «софтверного гиганта» на рынок поисковых интернет-систем. И вот вторжение началось. 11 ноября Microsoft сдала в опытную эксплуатацию свою машину для поиска данных, рассчитывая отобрать у основного конкурента, компании Google, часть -- скорее всего, значительную часть -- будущих доходов.
Речь о деньгах, которые велики уже сейчас, а вскоре станут и вовсе огромными. Их источник -- веб-реклама. Объем этого рынка уже сегодня представляет угрозу для рынка рекламы телевизионной. Основная часть добычи здесь достается наиболее посещаемым ресурсам, и в первую очередь поисковым машинам.
Летом этого года на презентации первого в рамках проекта Яндекс.WiFi хот-спота (зона беспроводного доступа к Интернету) в московском ресторане T.G.I. Fridays генеральный директор компании "Яндекс" Аркадий Волож на вопрос: «А зачем вам нужен этот непрофильный бизнес?» -- ответил так: «Нам объективно выгодно, чтобы в Рунете стало больше пользователей. Наш бизнес -- это машина, позволяющая превращать количество пользователей в деньги. Чем больше людей в Сети, тем больше у нас денег». Напомним, что «Яндекс» -- самая популярная в русскоязычной Сети поисковая машина.
Объем рынка интернет-рекламы в США, по итогам 2003 года, составил 7,3 млрд долл., что всего на 9,5% меньше показателей 2000 года, с одной существенной разницей. Тогда, во времена интернет-бума, значительная часть инвестируемых в интернет-предприятия денег была потрачена сайтами на рекламу самих себя. Теперь заказчики на рынке веб-рекламы -- рекламодатели из традиционных бизнесов.
Директор по маркетингу компании Mail.Ru Анна Артамонова сообщила «Времени новостей», что российский рынок интернет-рекламы показывает стабильный рост. По оценкам АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России), его объем составил в 2003 году 18 млн, а прирост по сравнению с 2002 годом -- 64%. По оценкам Mail.Ru, рекламный рынок Интернета в нашей стране в 2004 году составит 25--30 млн долл., а в 2005-м прогнозируется рост еще на 50%.
Сумеет ли Microsoft принять участие в разделе этих денег, неизвестно. По словам главного редактора «Яндекса» Елены Колмановской, сейчас соотношение пользовательских предпочтений при выборе поисковика остается стабильным. В Рунете только две системы сбора статистики, Live Internet и SpyLog, регистрируют переходы к сайтам, сделанные пользователями с помощью поисковых машин. Так вот по данным Live Internet и SpyLog, 50% таких переходов дает «Яндекс», 25% приходятся на долю «Рамблера» и 15% остаются Google.com. Это наглядно демонстрирует распределение популярности различных поисковых машин среди русскоязычных пользователей. Именно русскоязычных, поскольку учитываются только поисковые машины, которые умеют общаться с пользователем на русском языке. Сложившееся соотношение между участниками рынка интернет-поиска, по мнению г-жи Колмановской, теоретически можно изменить, если появится еще одна поисковая система с интерфейсом на русском языке. Что касается потенциальной опасности, которую поисковая машина Microsoft представляет для ее конкурентов в России и СНГ, то она состоит отнюдь не в технологическом превосходстве американской компании по части поиска информации. О качестве сервиса Microsoft сейчас вообще нельзя сказать ничего определенного. Дело в другом. Microsoft может начать агрессивное наступление, встраивая, например, доступ к своим поисковым технологиям прямо в настольные операционные системы. Впрочем, едва ли Россия, где сосредоточено не более 1% мировых интернет-ресурсов, станет главной сферой конкуренции поисковых машин.
Заметим, что Microsoft изначально обеспечивает в своей новой технологии поддержку русского языка. Google реализовала таковую не сразу.
В день премьеры сайт beta.search.msn.com, на котором можно опробовать поисковую систему Microsoft, был недоступен (скорее всего, из-за перегрузки). Под вечер он заработал. Беглое тестирование показало, что по качеству русскоязычных ресурсов поиска Microsoft заметно уступает и «Яндексу», и Google. Однако делать окончательные выводы до окончания тестирования нельзя.
Анна МАЙОРОВА