|
|
N°207, 12 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтепроводы должны быть безопасными
Пассажиров проходящих поездов на перегоне Аша -- Улу-Теляк молчаливо встречают и провожают восьмиметровые гранитные фигуры. Они установлены здесь в память о жертвах крупнейшей катастрофы в истории нефтепроводного транспорта. В ночь на 4 июня 1989 года в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии, пострадало 1200 человек -- 573 погибли, 620 получили ранения. К сожалению, в России сегодня по-прежнему существуют предпосылки масштабных аварий на трубопроводах.
По данным «Гринпис России», среднегодовая утечка в результате аварий в России составляет ежегодно не менее 15 млн т, количество нефти, попадающей в водные экосистемы, -- 4,5 млн т. По словам директора по кампаниям «Гринпис России» Ивана Блокова, экологический вред, наносимый нефтекомпаниями природе, не уменьшается, несмотря на рост инвестиций в природоохранные мероприятия.
Только в Западной Сибири прорывы нефтепроводов, по оценке «Гринпис», случаются до 35 тыс. раз в год, при этом официально регистрируются около 3 тыс. аварий с выбросом нефти свыше 1 т. Дело в том, что меньшие разливы нефтяники за аварии не считают, для них это не более чем «незначительные инциденты». Количество аварий на нефтепроводах за последние несколько лет увеличилось на 20%.
К сожалению, достоянием гласности становятся обычно либо очень крупные аварии, скрыть которые невозможно (разлив в Республике Коми 100 тыс. т нефти в 1994 году был первоначально выявлен с американского спутника, после чего появились статьи в американских газетах), либо аварии около населенных пунктов, когда возникает прямая угроза жизни и здоровью людей, либо аварии, при которых нефть попадает в крупные водотоки с расположенными на них водозаборами.
Сами нефтяники отмечают, что в последние годы возросла агрессивность перекачиваемых по трубопроводам веществ, что связано со вступлением большинства месторождений в позднюю стадию разработки и увеличением содержания сероводорода в нефти. Более сернистая нефть приводит к снижению срока безаварийной эксплуатации труб внутренних нефтепроводов (для их производства часто используются низколегированные недорогие марки стали).
Сегодня внимание экологов привлечено к строящемуся участку нефтепровода Субханкулово--Альметьевск в Татарстане. Строительство трубопровода началось в 2004 году. В настоящее время на построенных участках проводятся испытания. По информации «Нефтегазовой вертикали», в августе было зафиксировано четыре случая отказа, а в октябре количество нештатных ситуаций возросло до 14.
Вводимый в строй участок нефтепровода Субханкулово--Альметьевск является магистральным -- это часть большого проекта магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Андреевка -- Черкассы (Уфа) -- Субханкулово -- Альметьевск -- Кстово (проект реализует компания «Транснефтепродукт»). По мнению экспертов, причину отказов при испытаниях нужно искать в качестве труб.
При строительстве трубопровода используются трубы диаметром 530 мм с толщиной стенки 8 мм. Трубопровод соединит две системы -- южный трубопровод, который идет из Уфы на запад, и трубопровод Нижнекамск--Альметьевск--Кстово. На территории республики в районе Альметьевска построена насосная станция емкостью 120 тыс. кубометров продукта. На начальном этапе нефтепровод будет перекачивать около 8 млн т сырья в год с последующим наращиванием объемов до 10 млн т. Это даст возможность нефтяным компаниям существенно сократить перевозки по железной дороге, что особенно актуально в связи с постоянно растущими тарифами на перевозки.
Внимание общественности и властей региона также приковано к этому проекту. Генеральным подрядчиком выступает партнер ОАО «АК «Транснефтепродукт» московская компания ОАО «Финансово-строительная корпорация «Нефтегазстрой восток». К подрядным работам привлечены и местные строительные организации, что дало возможность обеспечить дополнительные рабочие места. Протяженность нефтепровода -- 168 километров. Строительство трубы позволит республике иметь надежный транзитный узел, который обеспечит увеличение нефтепотоков из соседних регионов -- Перми, Уфы, Томска.
Однако властям вряд ли захочется иметь проблемный объект. Ведь если отказы трубы с такой частотой происходят в период испытаний, что будет, когда нефтепровод заработает на полную мощность? А ведь районы, по которым проходит участок Субханкулово--Альметьевск, густонаселенны. Если нештатная ситуация произойдет на работающем нефтепроводе, может потребоваться эвакуация значительного количества людей, а экологический ущерб в этом случае может составить огромную сумму.
Между тем заявления представителей «Транснефтепродукта», что за последние два года на нефтепродуктопроводах компании не возникло ни одной аварийной ситуации, внушают осторожный оптимизм.
Алексей ЧЕРНОВ