|
|
N°112, 28 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великий почин Кофи Аннана
Сбор средств на борьбу со СПИДом идет со скрипом
Три дня подряд заборы у здания ООН на Первой авеню были увешаны красными ленточками, символизирующими сочувствие жертвам СПИДа, а фасад здания украшала лентища много крупнее. В Нью-Йорке проходила специальная сессия Генассамблеи ООН по борьбе со СПИДом. Поначалу казалось, что ее результаты разочаруют активистов антиспидового движения и генсека ООН Кофи Аннана, являющегося душой специальной сессии.
Когда американский делегат в ООН Ричард Холбрук полтора года назад предложил провести специальную сессию Совбеза по проблеме СПИДа в Африке, многие подняли его на смех. Критики говорили, что попытки борьбы со СПИДом в глобальных масштабах чреваты нарушением суверенитета отдельных стран. Россия, Китай и Украина пригрозили сессию бойкотировать.
На нынешнюю специальную сессию Генеральной ассамблеи съехались десятки министров из 180 стран мира, 26 глав государств и правительств и 3 тысячи активистов и больных СПИДом. Очевидно, с тех пор, как Холбрук ударил в набат, большая часть мирового сообщества пришла к выводу, что эпидемия представляет собой глобальную проблему и бороться с нею нужно артельно.
Душой антиспидовой кампании сделался уроженец Ганы Кофи Аннан, заявивший, что для него борьба с недугом является первоочередной задачей. Выступая в Найроби на апрельской конференции по СПИДу, Аннан объявил о создании фонда по борьбе с болезнью и добился от африканских лидеров обещания резко увеличить расходы на здравоохранение и инфрастуктуру, чтобы показать спонсорам, что их помощь используют по назначению.
Однако в мае детище Аннана чуть не испустило дух, поскольку потенциальные жертвователи не верили в способность ооновской бюрократии как следует управлять фондом. Аннан не раз говорил, что, по его выкладкам, на борьбу со СПИДом в развивающихся странах надо дополнительно тратить от 7 до 10 млрд долл. в год. Но ко вторнику фонд, о создании которого объявили с большой помпой, собрал всего 530,2 миллиона. Ожидали, что спецсессия поможет открыть кран, из которого в фонд польется золотой дождь, но в первый день о пожертвовании объявила лишь Уганда, обещавшая 2 млн долларов.
Первым внес деньги в фонд сам Аннан, 3 мая отдавший туда свою 100-тысячную премию. Через 5 дней Международный олимпийский комитет тоже пожертвовал 100 тысяч долларов. 11 мая США ассигновали 200 миллионов, а 31 мая к ним присоединились Великобритания со 100 миллионами и Франция со 127 миллионами. Самое большое частное пожертвование поступило от фонда основателя компании Microsoft Билла Гейтса и его жены Мелинды -- 100 млн долларов. Наконец, страховая компания Winterthur Insurance, принадлежащая инвестиционной конторе Credit Suisse Group, 8 июня отвалила миллион.
Некоторые тревожатся, что новые ассигнования лишь обогатят фармацевтические компании, искусственно взвинтив цены на лекарства, хотя некоторые компании уже согласились резко снизить цены на медикаменты для больных СПИДом в развивающихся странах. Выступая в понедельник на сессии, кубинский вице-президент Карлос Лахе Давила призвал надавить на фармацевтов, аннулировав патенты на лекарства от СПИДа.
Еврокомиссия заявила в мае, что если фонд ООН будет игнорировать другие страшные заболевания, то она не даст ему ничего, хотя Аннан неоднократно говорил, что деньги пойдут и на борьбу с малярией и туберкулезом. В пятницу госсекретарь Колин Пауэлл пристыдил Европу за нежелание давать деньги фонду и обещал попросить конгресс увеличить американский взнос. Уже во вторник комитет палаты представителей по международным отношениям постановил дополнительно ассигновать на борьбу со СПИДом 1,3 млрд долларов. Буш, как сообщают, безропотно подмахнет этот законопроект, когда его примет весь конгресс. Понемногу начали подтягиваться остальные. Нигерия обещала 10 миллионов, Зимбабве -- миллион, а Кения -- 7 тысяч. Канада посулила 73 миллиона. Норвегия и Швеция сказали, что дадут на борьбу со СПИДом соответственно 100 и 60 миллионов, хотя и не обязательно фонду.
ВИЧ на глазок
Некоторые эксперты считают, что заболеваемость СПИДом в Африке неимоверно завышена. По общепринятым данным, из 36 млн жителей Земли, инфицированных вирусом СПИДа, 22--25 млн приходится на Африку. В Малави, к примеру, инфицировано 30% учителей, а в Замбии СПИД сделал сиротой каждого седьмого ребенка.
Дело в том, СПИД -- это название более чем для 30 болезней в сочетании с обнаруженными в крови пациента антителами на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Иными словами, общий знаменатель при диагнозе СПИДа -- это наличие ВИЧ у пациента. Так вот: для того чтобы диагностировать СПИД в Африке, анализ на ВИЧ не требуется. Так было решено на конференции по СПИДу, состоявшейся в октябре 1985 года в Банги в Центрально-Африканской Республике. Инициатива исходила от представителя американского Центра по контролю над заболеваемостью (ЦКЗ) Джозефа Маккормика, желавшего ввести диагностическое определение СПИДа для беднейших стран, в которых не хватает оборудования для анализа крови. Отныне под определение СПИДа, пишет Маккормик в книге «Четвертый уровень. Охотники за вирусами из ЦКЗ», подпадали «затяжная лихорадка (длящаяся месяц или дольше), резкое похудание на 10 и более процентов и затяжной понос». Иными словами, с тех пор СПИДом стали называться многочисленные заболевания, типичные для стран с тропическим климатом, открытой канализацией и загрязненной питьевой водой. К поносу и высокой температуре со временем добавили туберкулез и раковые опухоли шейки матки, что позволило резко увеличить число женщин, больных СПИДом. Опять же без анализа на ВИЧ.
Этот диагностический беспредел, позволяющий производить самую зловещую статистику СПИДа, скорее всего не распространится к северу от Черной Африки: лежащие там консервативные мусульманские страны вряд ли согласятся, чтобы их мерили тем же аршином. Поэтому если Африка к югу от Сахары того и гляди «вымрет от СПИДа», то в 65-миллионном Египте с начала эпидемии и до весны прошлого года зафиксировано всего 215 случаев ВИЧ.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк