|
|
N°207, 12 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Надо отдать должное»
Правительство Михаила Фрадкова утвердило инвестпрограмму РЖД
Правительство вчера рассмотрело и одобрило инвестпрограмму Российских железных дорог на следующий год. «Компания стала работать более эффективно. Надо отдать должное ее президенту, который старается максимально использовать правительственную трибуну для решения важных вопросов для всей железнодорожной отрасли», -- заявил вчера Михаил Фрадков. Впрочем, как выяснилось позже, «старается» еще не значит решает.
Глава РЖД вчера вновь попенял правительству, что «индексация железнодорожных тарифов не позволяет компенсировать рост цен в промышленности» (речь идет в основном о повышении цен на металл и топливо). В текущем году, по его словам, при индексации на 12% издержки компании возрастут на 18%. В следующем же году индексация тарифов составит 8,5%, а рост издержек РЖД, по прогнозам, превысит 10%. «Это гигантское давление на нашу компанию», -- заметил г-н Фадеев. При этом он уточнил, что его компания не иждивенец, и напомнил, что по ряду позиций добивается снижения тарифов. В частности, РЖД пытается получить право самостоятельно устанавливать стоимость конкурентных видов перевозок (контейнерные перевозки и перевозка нефти и нефтепродуктов). Дело в том, что, например, в период навигации конкуренты -- судоходные компании устанавливают низкие цены, а трубопроводный транспорт на порядок дешевле железнодорожного. Однако глава Минэкономразвития Герман Греф на это ответил, что «были случаи предоставления индивидуальных скидок, так что это ведет к непрозрачности». Поэтому решение о снижении тарифов, по его мнению, «нельзя принимать на уровне компании, только на уровне федерального органа».
Впрочем, г-н Греф к удовольствию РЖД вчера всячески педалировал тему расширения поставок нефти в Китай. Очевидно, по политическим соображениям: с Китаем достигнуто межправительственное соглашение по объемам поставляемой нефти, в то время как ЮКОС из-за финансовых проблем отказался от части поставок. Вскоре правительство, по словам министра транспорта Игоря Левитина, назовет компанию, чья нефть заменит сырье ЮКОСа на этом направлении.
Премьер попросил увязать расширение железнодорожных путей в китайском направлении со строительством восточного нефтепровода. На что глава Минтранса отметил, что нефтепровод на Находку может быть построен «лет через пять», задача же будущего года -- «подъехать» к Китаю из Иркутска через Читу. По словам г-на Левитина, если тарифы на подобные перевозки будут конкурентоспособны, то выгода для страны очевидна. Между тем г-н Фадеев неоднократно просил установить для РЖД специальный тариф на перевозку нефти в Китай. Но Минэкономразвития пока не приняло решения по данному вопросу.
Кроме того, главе РЖД, видимо, не удалось убедить правительство внести в инвестпрограмму на будущий год и финансирование совместного проекта с германским концерном Siemens, с которым на днях было достигнуто соглашение о создании в России производства нового скоростного поезда (см. «Время новостей» от 10 ноября). По всей видимости, РЖД придется искать другие источники средств для этого проекта.
Не была вчера решена и задача, поставленная недавно Владимиром Путиным -- о переносе 40-километрового участка железной дороги между Транссибом и БАМом, который в связи с вводом в эксплуатацию Бурейской ГЭС может оказаться затопленным. У РЖД на это нет средств, говорил г-н Фадеев, РАО «ЕЭС России» юридически не может финансировать этот объект, а правительство пока молчит (см. «Время новостей» от 3 ноября). Вчера г-н Левитин предложил Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минтрансу России при участии РЖД и РАО «ЕЭС» разработать и представить в правительство согласованные предложения на эту тему. На что Михаил Фрадков растерянно согласился, однако отметил, что «кто-то должен заплатить за это». Похоже, этого мецената будут искать еще долго.
Общий объем капиталовложений в будущем году составит 148,1 млрд руб., из которых 138,5 млрд РЖД вложит за счет собственных средств и еще 9,6 млрд руб. привлечет за счет заимствований. При этом собственно на инвестиционные проекты, главным из которых являются поставки нефти в Китай и организация скоростного пригородного сообщения Москва--Люберцы--Раменское, будет направлено всего 11% от всех предусмотренных средств. Остальное будет потрачено на инфраструктуру и подвижной состав.
Вера КУЗНЕЦОВА, Яна ГОДОВАНАЯ