Время новостей
     N°207, 12 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2004
Исправленному верить
ФСФР обновит систему биржевых торгов
В преддверии 1 января будущего года, срока вступления в силу новых требований к организаторам торговли, Федеральная служба по финансовым рынкам затеяла очередную правку биржевых правил. Сегодня предлагаемые ФСФР изменения должны быть обнародованы на сайте ведомства для обсуждения участниками рынка. До конца года ФСФР предполагает оформить их приказом. Об этом сообщил вчера замглавы службы Владислав Стрельцов.

Финансовая служба однажды уже переносила срок вступления в силу некоторых требований к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, вводившихся постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-54 с 1 июля нынешнего года. Их действие откладывалось до 1 января 2005 года. Согласно новым предложениям ФСФР, все эти требования, кроме положения о ведении котировальных листов исключительно фондовыми биржами, снова не обретут силу. Это относится и к тем пунктам документа ФКЦБ, которые изначально должны были начать действовать с 1 января. В частности, финансовая служба сочла излишним использование для расчетов на фондовой бирже централизованного клиринга. По мнению регулятора, при малой капитализации бирж слишком велики риски, которые они принимают на себя при проведении расчетов по такой схеме.

В отличие от первой правки, которая вносилась только что обретшей полномочия ФСФР в «пожарном» порядке, вторая, на которую службе было отпущено гораздо больше времени, имеет в своей основе определенную систему.

Об ограниченном количестве инструментов, обращающихся на российском рынке ценных бумаг, чиновники ФСФР говорили неоднократно. Теперь, оценивая наследство ФКЦБ, ведомство Олега Вьюгина старается избавиться от той его части, которая, по мнению регулятора, мешает развитию инструментария фондового рынка. Так, ФСФР предлагает отменить требования Кодекса корпоративного поведения в отношении эмитентов облигаций. Кодекс, разработанный некогда ФКЦБ, изначально носил рекомендательный характер. Но когда его положения были повторены в приложениях к постановлению ФКЦБ, устанавливавших требования к эмитентам ценных бумаг, он стал обязательным для компаний, которые намеревались осуществить эмиссию. ФСФР сочла это лишним барьером. Согласно новой, предложенной регулятором, процедуре листинга новых выпусков облигаций, включение этих бумаг в котировальные списки высшего уровня будет зависеть от того, обладает ли их эмитент кредитным рейтингом. При этом для включения в список «А-1» среднемесячный объем сделок по облигациям должен быть не ниже 10 млрд руб., а для попадания в список «А-2» -- не ниже 3 млрд рублей. Правда, с рейтинговыми агентствами, чье мнение будет приниматься в расчет ФСФР, ведомство пока не определилось.

В контексте развития инструментария российского фондового рынка следует истолковать и предложения ФСФР, касающиеся маркет-мейкеров и определения рыночной стоимости ценных бумаг. Постановление ФКЦБ, в частности, налагало запрет на выплату вознаграждения маркет-мейкерам. Если для рынка «голубых фишек» это не создавало проблем, то бумаги «второго эшелона» теряли в ликвидности. Риски, связанные с выставлением по этим бумагам твердых котировок, не уравновешивались материальной компенсацией маркет-мейкерам, принимавшим эти риски на себя. Рынок «серых фишек» был лишен важнейшего инструмента развития. Согласно новым инициативам регулятора, вознаграждение маркет-мейкерам будет выплачиваться и впредь.

Пострадал рынок «второго эшелона» и из-за введенного постановлением ФКЦБ нового порядка определения рыночной цены. С июля этого года для расчета текущей стоимости ценных бумаг, технических индексов и признаваемых котировок использовались только анонимные сделки. Это приводило к тому, что рыночную оценку получали бумаги, торгуемые, например, на ММВБ. На другой крупнейшей бирже -- РТС, где торги на классическом рынке не соответствовали требованиям анонимности, заключенные сделки не были основанием для определения рыночной стоимости ценной бумаги. В результате многие бумаги «второго эшелона», торговавшиеся исключительно в РТС, не обладали признанными рыночными котировками, что создавало проблемы не только для эмитентов, но и для приобретателей таких бумаг. С 1 января рыночной ценой, в соответствии с предложениями ФСФФР, будет считаться цена той сделки, которая прошла по твердой общедоступной котировке и условия которой были определены на основе аукциона. Под такое определение подпадают и операции, совершенные на внебиржевом рынке РТС.

Это означает, между прочим, что торги на этой бирже опять будут прерываться при чрезмерном росте или падении стоимости какой-либо ценной бумаги или индекса РТС. С 1 июля торги на этой площадке не приостанавливались. За колебания ЮКОСа или «Мосэнерго» отвечала только ММВБ. Поскольку цены на этих и прочих биржах станут в равной степени рыночными, ФСФР во избежание появления нескольких значений этих цен собирается установить единое для всех площадок страны время проведения торгов -- с 9 до 18 часов по местному времени. Это, по мнению регулятора, позволит избежать сильных расхождений в результатах при поступлении существенных новостей об эмитентах в период, когда торги на одной бирже либо еще не начались, либо продолжаются, а на другой в соответствии с ее правилами операции не проводятся.

Для обеспечения «правильного» ценообразования ФСФР планирует также обязать профучастников отчитываться перед организатором торгов по внебиржевым сделкам, совершенным на основании твердых котировок по бумагам, торгуемым на бирже. Если такие сделки заключены по правилам биржи и попали в ее поле зрения, то брокер будет обязан отчитаться по ним в течение двух дней после завершения расчетов. В противном случае он будет лишен доступа к торгам на три месяца.

Игорь ПОЛИЩУК