|
|
N°207, 12 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слоновая кость в горле Франции
В уничтожении европейцев подозревают белорусских наемников
Вчера тремя самолетами "Эр Франс" в Париж прилетели 843 беженца из африканской республики Кот-д'Ивуар. Среди них есть раненые. Эти люди жили в Абиджане и других городах охваченной конфликтом страны. Многие из них провели в бывшей французской колонии Кот-д'Ивуар долгие годы, теперь их дома разграблены, а во Франции у них нет ничего. «Мы даже не сопротивлялись, когда нас били палками, -- сказал один из беженцев. -- Лишь бы не убили. Вчера там была манифестация, сегодня -- бойня, а что будет завтра, мне все равно. Я прожил там четыре года и не вернусь туда никогда». Премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен сообщил, что всем эвакуированным французам окажут социальную, юридическую и медицинскую помощь. Еще более 2,2 тыс. граждан Франции и 42 других государств дожидаются спасения на территории французского военного лагеря в Абиджане.
Республика Кот -д'Ивуар (Берег Слоновой Кости), обретшая независимость от Франции в 1960 году, ныне разделена надвое. Юг страны контролирует правительство, на севере действуют повстанцы, которые не желают разоружаться. План национального примирения был подписан весной 2003 года в Париже всеми политическими партиями африканской страны, которые согласились на раздел власти между силами нынешнего президента Лорана Гбагбо и мятежниками. Между конфликтующими сторонами лежит так называемая «зона доверия», где расквартированы 6 тыс. "голубых касок" ООН. С миротворческой миссией в стране находятся также 4 тыс. французских солдат.
В субботу по французским позициям, находящимся в центре территории, контролируемой повстанцами, нанесла удар авиация правительства Кот- д'Ивуара. Девять французов и один американец из гуманитарной миссии погибли, более 30 человек были ранены. Как заявила министр обороны Франции Мишель Альо-Мари, два штурмовика Су-25 правительственных войск пилотировали наемники из Белоруссии. Начальник пресс-службы минобороны Белоруссии полковник Леонид Захаренко не исключает, что самолетом, атаковавшим французов, мог управлять человек, который "когда-то давно, в советское время, был прописан в Белоруссии". Но, как заявил пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных, "белорусские граждане по государственной линии в Кот-д'Ивуар не направлялись".
Власти республики отрицают, что удар был умышленным. «Кот -д'Ивуар не воюет с Францией», -- заявил президент Гбагбо. Однако Жак Ширак немедленно отдал приказ уничтожить всю военную авиацию Кот д'Ивуара. Через четверть часа оба Су-25 уже горели, та же участь постигла и пять боевых вертолетов. ВВС Кот д'Ивуара прекратили свое существование, но в ответ молодые сторонники президента Лорана Гбагбо взяли в руки мачете и пошли громить кварталы Абиджана, где жили иностранцы. Французская армия открыла огонь: по одним данным, предупредительный, по другим -- на поражение.
За несколько дней Абиджан превратился в настоящую горячую точку -- в ходе беспорядков были ранены десятки человек, местное телевидение сообщило о 64 погибших. Из местной тюрьмы, воспользовавшись ремонтом и неразберихой, сбежали четыре тысячи заключенных. На севере несколько дней нет воды и электричества, и сотрудники организации "Врачи без границ" ждут эпидемии холеры. В столице ситуация нормализовалась лишь вчера.
"Франции не следует отказываться от военного и дипломатического присутствия в Кот- д'Ивуаре, -- заметил "Времени новостей" высокопоставленный представитель МИД Франции. -- Нельзя отстранять от власти президента Гбагбо, как это было проделано с президентом Гаити Жан-Бертраном Аристидом. Если такое сделать в Абиджане, мы получим 15 тыс. трупов за одну ночь. Оба лагеря сейчас ослаблены. Значит, надо как можно сильнее давить по дипломатической линии, чтобы снова запустить процесс примирения».
Франция предложила Совету Безопасности ООН ввести санкции против обеих враждующих сторон, не соблюдающих договор. Решение Совбеза отложено до понедельника. В принципе все его члены согласны с предложениями французов. Но президент ЮАР Табо Мбеки, получив на то мандат Африканского союза, хочет попытаться привести стороны к некоему договору, и Совбез решил ему в этом не мешать.
Максим ЧИКИН, Париж