|
|
N°207, 12 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Символ" ценой в 100 миллиардов
ЕБРР советует России активнее развивать несырьевые отрасли и увеличить стабфонд минимум в пять раз
На этой неделе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представил свою оценку стран с переходной экономикой. Как следует из доклада, в России помимо традиционных двух бед есть еще столько же: «чрезмерная зависимость от высоких, но быстро меняющихся цен на нефть и другое сырье» и низкая эффективность госаппарата.
Административная реформа оценивается крайне низко. По словам главного экономиста ЕБРР Виллема Баутера, возникла ситуация, при которой банк, готовый инвестировать в Россию, не понимает, с кем вести переговоры, «так как чиновники постоянно перемещаются по должностям». К тому же, по его словам, уровень коррупции в России высок даже по сравнению с другими странами СНГ. Да и уровень компетентности чиновников остается очень низким, отметил банкир.
Рецепты банка не оригинальны -- диверсификация экономики, подкрепленная ускорением темпов роста иностранных инвестиций. В этом плане ситуация вокруг нефтяной компании ЮКОС и ее руководства «усугубила неопределенность положения с имущественными правами», говорит г-н Баутер. При этом он не склонен связывать начавшееся замедление темпов экономического роста в России с фактором ЮКОСа.
По мнению ЕБРР, рост ВВП в среднесрочной перспективе действительно замедлится, но вызвано это будет дефицитом производственных мощностей, укреплением реального курса рубля и недостаточной скоростью реформ. В более отдаленной перспективе проблема роста экономики вновь упрется в диверсификацию экономики.
Собственно, о необходимости развития несырьевых отраслей говорят абсолютно все, и в первую очередь члены российского правительства. Главная проблема в том, где взять деньги для инвестирования в новые, конкурентоспособные производства. Так как инвесторы по-прежнему не торопятся вкладывать деньги в российскую промышленность, в последнее время все активнее ведутся разговоры о том, чтобы тратить на различные проекты, главным образом инфраструктурные средства из государственного «загашника» -- стабилизационного фонда.
Однако ЕБРР в этом вопросе поддерживает позицию российского Минфина и выступает категорически против "распечатывания" стабфонда ради таких инвестиций. «Зачем копить, чтобы потом сразу тратить», -- недоумевает г-н Баутер. По его мнению, стабфонд должен стать «символом», благодаря которому люди будут знать, что независимо от цен на нефть их жизнь останется на определенном уровне. Более того, он убежден, что стабфонд в его нынешнем виде слишком мал. Для выполнения роли «символа» суммы в 500 млрд руб., то есть в 19 млрд долл., совершенно недостаточно. По расчетам г-на Баутера, эта сумма должна составить как минимум 100 млрд долл. А лучше вдвое больше. «Хотелось бы добавить один ноль к сегодняшней сумме в 19 млрд», -- позволил себе помечтать главный экономист ЕБРР.
Однако возникает вопрос, разумно ли отнимать у и без того не самой сильной экономики такие финансовые средства. Не секрет, что доходы по ценным бумагам ведущих иностранных государств, в которые предполагается вложить собранные в стабфонде деньги, заметно ниже инфляции. То есть они не просто будут лежать мертвым грузом, а день ото дня обесцениваться. Даже о нынешних, выведенных из экономики суммах возникают споры, что же говорить о куда больших деньгах. Однако ЕБРР настаивает на своем. «России нужно наращивать мускулы и отложить как можно больше на черный день», -- убежден г-н Баутер.
Вера СИТНИНА