|
|
N°207, 12 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Елена Яцура: «В России абсолютно адекватная аудитория»
Фильм Дмитрия Месхиева «Свои» выходит в прокат на этой неделе, но свой звездный час он уже пережил, став тройным лауреатом Московского кинофестиваля (лучшая картина, лучшая режиссура и награда Богдану Ступке за лучшую мужскую роль). За главным призом обычно на сцену выходит продюсер, и на этот раз среди создателей фильма, поднявшихся за «Золотым Георгием», была и Елена Яцура, продюсер кинокомпании «Слово». И ей, наверное, было не менее приятно, чем режиссеру, услышать от Алана Паркера признание в том, что «Свои» -- лучший фильм из увиденных им в последнее время. Моральное удовлетворение есть, а на большой коммерческий успех и расчета особого не было. Компания «Слово» сознательно ориентируется не столько на коммерцию, сколько на имиджевые проекты и открытие новых имен, имея в виду скорее элитную, чем массовую, аудиторию. Среди ее проектов «Апрель» Константина Мурзенко, «В движении» Филиппа Янковского, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой, «Четыре» Ильи Хржановского. О работе над фильмом «Свои» и планах компании Елена ЯЦУРА рассказала Олегу ДУЛЕНИНУ.
-- Вы давно сотрудничаете с Дмитрием Месхиевым, но, по слухам, над сценарием Валентина Черныха начинал работать другой режиссер?
-- Месхиева мы позвали работать в кинокомпанию «Слово» после картин «Над темной водой» и «Циники». Шел 93-й год, и мне казалось, что по крайней мере в своем поколении он лучший режиссер. Мы сделали несколько маленьких работ, потом «Американку», потом «Женскую собственность», потом «Дневник камикадзе». Досадно, но мы ни разу не приближались к тому ощущению абсолютного счастья, которое возникло, например, после просмотра «Циников». Несмотря на то что Месхиев работал очень хорошо, нам приходилось доказывать, что он остается одним из самых интересных, крепких и талантливых русских режиссеров. Сам он сценарии не пишет, ему нужен готовый и точный материал -- и ставка проекта «Свои» была сделана именно на совпадение сценария с Месхиевым. Мы хотели убедить всех в том, что нам давно ясно. Так и случилось. И в этом смысле важны даже не призы Московского кинофестиваля, хотя это вещь приятная и полезная, а сам просмотр, который был 22 июня. Когда фильм закончился, стало понятно, что мы выиграли.
-- Фильм «Свои» может вырваться в лидеры проката?
-- Нет. Хитом сезона останется «Ночной дозор». Это стопроцентное попадание в яблочко. Московское смешное фэнтази плюс бестселлер. Поклонники Лукьяненко могут ругаться или нет, но все-таки пойдут и посмотрят. Идеальная история. А «Свои» даже при очень хорошем медиаплане и медиапакете изначально рассчитаны на меньшую аудиторию. «Свои» потяжелее. Посмотрим, как фильм продастся в пределах России. Возможно, что финансово мы и выиграем, но заковыристым путем.
-- Задумывались ли вы о прокате «Своих» за границей?
-- С одной стороны, на европейском рынке нас не ждут. Европейцы решают свои проблемы: им самим места не хватает. С другой -- мы начали снимать кино, которое интересно смотреть, за гораздо меньшие, чем в Европе, деньги. Так что, может быть, наши удачные картины все-таки попадут на европейский рынок. Но во время съемок не надо думать о том, попадет ли фильм в Европу. В России абсолютно адекватная аудитория, на которой можно тестировать все. Если картина имеет успех у русской публики, у нее есть шансы и на международном рынке.
-- Выгодно ли снимать копродукцию?
-- Мы для Европы вторые китайцы. У нас гигантский свой рынок. Последние несколько лет мы работаем в два-три раза быстрее, чем это делают в Европе. Соответственно быстрее появляются и деньги. Так что, чем ковыряться в сложной копродукционной ситуации, лучше договориться с каким-нибудь национальным телеканалом. Расстаться с какой-то частью прав, но зато сделать проект быстрее и завоевать прокат.
Но и с Европой мы работаем. Запущено два совместных проекта. Один из них -- с большой долей Германии -- снимает Сергей Дворцевой, один из самых титулованных режиссеров-документалистов. Это его дебют в игровом кино. Другой совместный проект -- фильм «Девятая рота», режиссерский дебют Федора Бондарчука. Участвуют Россия, Украина и Финляндия. Это альянс, в который я верю больше, потому что понимаю его экономику: все три страны рассчитывают только на прокат. Этот проект живой. Всем интересно добежать до конца.
-- Что вы скажете о «пиратах», есть ли здесь какое-то движение к лучшему?
-- Есть позитивная тенденция сезона -- своеобразная легализация «пиратского» рынка. Или, другими словами, выработка новой ценовой политики. Очевидно, что если видеоплеер стоит 100 долл., не выгодно покупать лицензионные DVD за 15 долл. Надо разобраться с ценами на рядовые DVD -- опустить их, оставив высокую цену на подарочные издания. Так вышли «72 метра» и «Ночной дозор». А силовые методы вряд ли продуктивны.
Беседовал Олег ДУЛЕНИН