|
|
N°124, 13 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О чем молчат интернет-брокеры
Повышенный интерес к модной теме интернет-трейдинга вызвал волну публикаций, которые, по мнению специалистов, окончательно запутали аудиторию. Как считает исполнительный директор московского офиса Natinvest Securities Иван Ситников, произошло элементарное смещение понятий. Того, что во всем мире подразумевается под термином «интернет-брокер», в России просто нет. А те, кто на нашем рынке начинает предлагать брокерские услуги через Интернет, пытаются создавать системы «прямого доступа», появившиеся на Западе пару лет назад. Однако в силу специфики наших условий (отсутствия законодательной и технологической базы) на самом деле интернет-брокер по-российски -- это скорее некий гибрид интернет-брокера (то есть посредника между клиентом и рынком) и системы "прямого доступа" (когда клиент напрямую работает на рынке). Как этот гибрид будет развиваться, зависит от того, насколько четко участники российского рынка будут представлять себе, что же на самом деле представляет собой интернет-брокер.
В свое время интернет-брокеры появились в США как альтернатива брокерам традиционным. Предложив своим клиентам фиксированные комиссионные, они совершили настоящую революцию: в отличие от российского рынка в Америке принято платить за транзакцию, и крайне заманчиво, когда комиссионные не зависят от суммы сделки (будь то 1 тыс. долл. или 100 тыс. долл.). Однако как и традиционный брокер, интернет-брокер только собирает заявки, чтобы потом передать их (за фиксированную плату) так называемому маркет-мейкеру, размещающему их на рынке. Именно в этой нише брокер и маркет-мейкер создают ту невидимую составляющую своего гонорара, которая и является их основным доходом.
По словам специалистов, когда интернет-брокер заявляет, что берет с клиентов всего 8 долл. комиссионных, -- это чистая реклама. За время от подачи клиентом заявки до ее исполнения он с помощью маркет-мейкера успеет купить заказанные клиентом бумаги чуть дешевле и продать их чуть дороже. Кроме того, многие из них грешат тем, что пресловутые 8 долл. комиссионных берут, только если клиент проведет определенное количество сделок. Если их будет, например, меньше 100 в месяц, комиссионные будут больше. Не говоря уже о скрытых комиссионных, о которых клиент не знает.
Существует и масса технических проблем, сознательно замалчиваемых. Массированная рекламная кампания сыграла с интернет-брокерами злую шутку: они просто не справляются с притоком клиентов. Поэтому вынуждены, рекламируя одно, на деле предлагать совсем другое. Зачастую возникают ситуации, когда клиент дает приказ на покупку определенных ценных бумаг по определенной цене и получает ответ, что этот приказ не прошел. Повторный приказ -- тот же ответ. Третий приказ -- и вдруг оказывается, что все три приказа прошли. Или клиенту присылают официальный отчет, и он видит, что либо приобрел меньше бумаг, либо вообще не приобретал тех бумаг, которые заказывал. По американской статистике, этим грешат 50% интернет-брокеров.
Онлайновым брокерам очень трудно дозвониться. Предположим, у вас сбой в системе, вам надо срочно закрыть позицию. Единственное средство связи в этом случае телефон. Вы звоните и слышите сакраментальное «ждите ответа». С момента, когда вы дозвонились, до момента, когда вас соединят с оператором, обычно проходит от 12 до 26 минут (у такой солидной фирмы, как Charles Schwab). Это усугубляется тем, что услуги онлайновых брокеров, как правило, деперсонифицированы. Клиент общается с машиной, задающей стандартные вопросы и предлагающей стандартные ответы. И нужно пройти не один раунд таких переговоров, прежде чем вас соединят с человеком, который сможет что-нибудь объяснить.
Системы прямого доступа вроде бы позволяют избежать многих из этих подводных камней. По идее они исключают посредника между клиентом и рынком. Клиринговая компания выводит клиента непосредственно на рынок, минуя брокера. При этом с момента выставления клиентом заявки до ее исполнения проходят десятые доли секунды. Но это, как говорится, там, у них. В России ни одна из систем интернет-трейдинга напрямую вывести клиента на рынок не может. В силу многих причин, в частности законодательных. Поэтому большинство проблем, связанных с услугами интернет-брокера, остаются. Кроме того, к ним добавляются проблемы чисто российские: узость клиентской базы; практическое отсутствие малых корпоративных клиентов, которые являются главным двигателем этого бизнеса в других странах; дефицит грамотных менеджеров.
Поэтому пока, по мнению управляющего партнера компании ARRAVA Internet Management Ильи Пономарева, большинство проектов интернет-бизнеса в России служат либо для отмывания денег, либо для ухода от налогов (поскольку любая электронная биржа приравнивается у нас к СМИ и не платит НДС), либо для проведения PR-кампаний, рассчитанных главным образом на инвесторов.
Марина БОРИСОВА