|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заговор девяти
Соперники нашли у «Феррари» слабое место
В «Формуле-1» мертвый сезон -- пора отпусков. Правда, отгулять по полной программе полтора месяца, что отделят официально закрывший сезон Гран-при Бразилии и первые декабрьские тесты, вряд ли кому удастся. Для инженеров и механиков как раз сейчас наступает самая горячая пора -- доводка нового шасси. Ответственейшая работа, которая ведется почти наугад. Любая ошибка в проекте -- и весь следующей чемпионат пойдет насмарку. И ни мощнейшие компьютерные программы, ни десятки часов продувки в аэротрубе не могут дать полного ответа, как поведет себя новая машина на трассе. Примером этого может служить неудачный эксперимент с носовым обтекателем, дорого обошедшийся «Уильямсу». В середине сезона руководство английской конюшни решило отказаться от экстравагантной новинки, а по окончании -- и от автора концепции, главного специалиста по аэродинамике команды итальянки Антонии Терци.
Менеджерам тоже не до отдыха. Даже финансово благополучные команды не откажутся от пары совсем не лишних спонсоров. Вот и пытаются финансовые и коммерческие директора взять штурмом руководство крупных и не очень компаний, а если на горизонте появляется добыча посолиднее, тут уже вступает тяжелая артиллерия -- хозяева и управляющие команд. Так Эдди Джордан предпринимает отчаянные попытки спасти свою команду. Ирландец согласен даже продать ее, лишь бы оставить в «Формуле-1». Ему даже удалось найти сразу несколько покупателей. Не зря Джордан зачастил в Китай. После успеха первого Гран-при в Шанхае власти КНР решили, что одной трассы в Шанхае такой великой стране будет мало. И в Пекине родилась идея создать собственную команду на деньги крупных китайских предпринимателей.
«Джордан», после отказа «Форда» финансировать фирму «Косворт» оставшийся без поставщика двигателей на следующий год, не единственный, к кому приценялись китайцы. Первой в их поле зрения попала дочерняя команда самого «Форда» -- «Ягуар». Но сделка не состоялась. И отнюдь не из-за покупателей. Боссы «Форда» почему-то не сочли китайцев достойными спасителями умирающей Дикой Кошки. Джордан может оказаться сговорчивее, хотя он тоже непрост: пока в Пекине не приняли окончательного решения, Эдди вышел на контакт с российским нефтяным гигантом ЛУКОЙЛом. А судьба «Ягуара» целиком зависит теперь от «Ред Булл» -- единственным покупателем, еще интересующимся судьбой «зеленых», остается владелец компании Дитрих Матешиц.
Впрочем, мертвый сезон в «Формуле-1» в этом году начался намного раньше последней гонки в Бразилии. После первых этапов чемпионата всем стало ясно, что «Феррари» на голову сильнее остальных. Будоражили окончательно убаюканных болельщиков новости, рождаемые не на трассе, а в кулуарах ФИА. Международная автомобильная федерации развила бурную деятельность по изменению технического регламента «Формулы-1», пытаясь вовлечь в этот процесс и команды. Но все, чего смогли добиться чиновники, это объединение большинства команд против общего врага -- «Феррари». И пока триумфаторы заслуженно почивают на лаврах после тяжелого сезона, боссы девяти остальных команд провели встречу в лондонском отеле «Хитроу». «Заговор девяти» почтил вниманием владелец коммерческих прав на «Ф-1» Берни Экклстоун. Отсутствовали только представители «Феррари».
Опубликованные недавно английским еженедельником Autosport данные о бюджетах команд показали соперникам «Феррари» направление главного удара. Так, если на разработку и постройку шасси и двигателя ведущие команды затратили соизмеримые суммы, то тестовая программа скудерии финансировалась более чем щедро -- 88 млн долл. Это больше, чем годовой бюджет «Минарди», «Джордана», «Ягуара». И первое решение, принятое собранием девяти команд, сократить тестовые испытания почти вдвое -- до 24 дней в году. А через год, возможно, до 10. При этом команды согласились не работать одновременно более чем на одном автодроме. Для имеющей свою испытательную трассу «Феррари» это существенное ограничение. Но можно ли заставить итальянцев подчиниться решению, за которое они не голосовали?
Разобравшись с одним противником, заговорщики принялись за другого. Война Берни Экклстоуна против некоторых неугодных ему автодромов привела к тому, что в следующем сезоне мы могли не увидеть ни этапа в Сильверстоуне, ни Гран-при Франции. Но команды встали на защиту этих легендарных гонок. Согласившись на проведение 19 этапов в чемпионате 2005 года, владельцы команд отказались от получения дополнительных премий за участие в двух «лишних» гонках (по Договору согласия календарь предусматривает обязательные 17 этапов, а за каждый дополнительный команды получают от организаторов по 5 млн долл.). Экклстоуну ничего не оставалось, как принять эти условия. Слово за «Феррари». Продолжат ли отдыхать Шумахер и Ко или нанесут ответный удар? Мертвый сезон в «Формуле-1» закончен.
Дмитрий СИТНИК