|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело на три миллиарда
ЮКОС и «Сибнефть» никак не могут «развестись»
«Сибнефть» вчера объявила о том, что все же проведет очередное годовое собрание акционеров, которое должно было состояться еще в конце июня. Совет директоров холдинга назначил собрание на 27 декабря. Повестка собрания до сих пор не утверждена, но в «Сибнефти» уверяют, что она будет стандартной. А вот развод с ЮКОСом у сибирской компании явно затягивается. Вчера Генпрокуратура подтвердила информацию о том, что наложила арест на 34,5% акций холдинга Романа Абрамовича, которые пока еще находятся в собственности ЮКОСа. Аналитики предполагают, что таким образом государство хочет помешать опальному холдингу обменять эти бумаги на 3 млрд долл. (которые были выплачены структурам Романа Абрамовича в рамках сделки по слиянию в прошлом году) и использовать их на погашение части долга перед бюджетом.
По закону компании должны проводить собрание акционеров до конца первого полугодия, хотя никаких санкций за несоблюдение этого правила не предусмотрено. Воспользовавшись этим пробелом в законодательстве, «Сибнефть» попросту не стала созывать собрание. Дело в том, что к тому времени уже было объявлено о «разводе» ЮКОСа и «Сибнефти», однако 92% ее акций все еще принадлежало ЮКОСу. Если бы собрание акционеров состоялось, то в совет директоров «Сибнефти» попали бы представители опальной компании. Месяц назад в рамках «развода» 57% акций «Сибнефти» вернулось к Роману Абрамовичу, и компании пришлось созывать собрание акционеров.
В уставе «Сибнефти» указано, что если годовое собрание акционеров не было проведено в срок, установленный законом (т.е. до конца первого полугодия), «полномочия совета директоров компании прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового собрания акционеров». Так что «Сибнефть» больше четырех месяцев существует без совета директоров. А этот орган согласно уставу холдинга определяет стратегические цели компании, утверждает годовые бизнес-планы и дивидендную политику. Поэтому жить без него компания не может.
Как указывается в официальном сообщении «Сибнефти», реестр акционеров для участия в собрании закрывается сегодня. Таким образом, ЮКОС все еще остается одним из основных владельцев холдинга и теоретически сможет участвовать в собрании и даже выдвигать кандидатов в совет директоров. В «Сибнефти» не комментируют возможные действия своих партнеров. В самом ЮКОСе получить комментарии не удалось.
Тем временем компании должны были приступить к завершающему этапу «развода» -- обмену 20% акций «Сибнефти» на 3 млрд долл. Но этот этап, судя по всему, будет несколько растянут по времени. Как сообщили вчера «Времени новостей» в Генпрокуратуре, сейчас акции «Сибнефти», принадлежащие ЮКОСу, арестованы по решению Басманного суда, вынесенному 3 ноября. Арест наложен в качестве обеспечительной меры по иску прокуратуры. Сейчас расследуется уголовное дело в отношении главного бухгалтера «ЮКОС ФБЦ» Ирины Голубь, действия которой помогли ЮКОСу сэкономить на налогах. По мнению сотрудников Генпрокуратуры, г-жа Голубь и «другие неустановленные лица» при помощи подставных компаний, зарегистрированных в офшорах, укрыли от бюджета в 2000 году 48 млрд руб. (1,65 млрд долл.) и в 2001 году -- 28,9 млрд руб. (997 млн долл.). Проверка уплаты налогов в 2002--2003 годах пока не закончена.
Как считают следователи прокуратуры, рыночная цена оставшихся у ЮКОСа акций «Сибнефти» составляет около 5 млрд долл. Почему для обеспечения претензий государства к г-же Голубь арест был наложен именно на бумаги «Сибнефти», в Генпрокуратуре не комментируют.
Денис РЕБРОВ