|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Думы о борьбе с нефтяниками
Депутаты недовольны растущими ценами на бензин
Госдума, наконец, решила выяснить, почему же растут цены на бензин -- с начала года они увеличились на 25--40% в зависимости от региона. Депутаты вызвали главу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева. Он рассказал народным избранникам, что на 80% рост цен вызван конъюнктурой на мировых рынках, где нефть непрерывно дорожает, а на 20% -- возникновением локальных монополий в российских регионах. Действия нефтяников-соотечественников до глубины души возмутили депутатов, и председатель Госдумы Борис Грызлов обещал бороться со «сговором монополистов». Делать это он собирается при помощи законопроектов, которые готовит ФАС и, видимо, Госдума готова принять их уже сейчас -- депутаты надеются, что правительство «без задержек» внесет в нижнюю палату парламента соответствующие законопроекты.
Председатель Думы Борис Грызлов готовился к визиту г-на Артемьева загодя. Еще во вторник он недоумевал, почему же растут цены на бензин. «Рост цен на нефть и выгодная мировая конъюнктура цен не должны быть поводом для роста цен внутри страны», -- негодовал он, указывая, что дорожающие нефтепродукты -- это недоработка антимонопольных служб.
Однако на защиту нефтяников встал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Он заявил на днях, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается исходя из цен на нефть на внешнем рынке. Следовательно, вслед за ними автоматически увеличивается и себестоимость нефтепродуктов. Для изменения ситуации, считает г-н Христенко, необходимо изменить принцип взимания НДПИ. Правда, до этого еще далеко -- спор о том, по какому принципу дифференцировать этот налог в случает его «отрыва» от мировых цен, продолжается не первый год.
Но несмотря на это государство, по словам г-на Артемьева, уже готово бороться с нефтяниками, правда, в следующем году. Две трети российских региональных рынков нефтепродуктов, по данным главы ФАС, являются рынками олигопольного типа, что позволяет компаниям неограниченно повышать цены на бензин сговорившись друг с другом. Он отметил, что сегодня внутри страны работают семь интегрированных нефтекомпаний, которые влияют на ценообразование. Поэтому «на региональных рынках цены на бензин фактически диктуют одна-две компании», -- пояснил он. «Уровень монополизации региональных рынков за последнее время вырос в два раза, -- возмущался вчера г-н Артемьев в Госдуме. -- Если ранее среди всех предприятий 12% составляли предприятия малого и среднего бизнеса, то сейчас их доля не превышает 7%». ФАС разрабатывает поправки в законодательство, которые позволят штрафовать компании на 2--4% от их оборота за прошлый год в случае создания картеля. «Если у какой-то компании есть 65% присутствия на том или ином рынке, то она не должна допускаться к получению новый активов в данном регионе», -- считает г-н Артемьев. Соответствующие законопроекты должны быть представлены в Думу в январе. «Хотелось бы, чтобы сроки были соблюден», -- заметил на это г-н Грызлов.
Вчера ФАС продемонстрировала общественности, как она пытается бороться с нефтяниками. Управление службы по Омской области оштрафовало «Сибнефть» на 18 млн рублей (621 тыс. долл.) за «монопольно высокую цену на дизельное топливо». Начальник управления Сергей Суменков заявил «Времени новостей», что эта сумма расценивается им как сверхприбыль, полученная нефтяной компанией в регионе в результате «компенсационного» завышения цен на дизтопливо в 2003 году и за 5 месяцев 2004 года. ФАС считает, что «Сибнефть» в Омской области занимает не менее 95% рынка нефтепродуктов и ранее продавала там свой дизель дороже, чем в других областях.
А вот в случае, если бы предложение ФАС штрафовать провинившуюся компанию на 4% от ее годового оборота уже действовало, то за это нарушение с «Сибнефти» государство попыталось бы взыскать 269 млн долл.
Денис РЕБРОВ, Борис КУРКИН, Омск