|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сенаторы полезли в бутылку
Совет Федерации завернул закон о пиве и налог на землю
Совет Федерации вчера отказался одобрять и отправил на доработку в согласительную комиссию скандальный закон об ограничении потребления пива в общественных местах, а также необходимый правительству для завершения работы над Налоговым кодексом закон о земельном налоге. Как надеются сенаторы, после работы над «ошибками» законы должны будут измениться довольно радикально: смягчится строгость пивных ограничений, а налог на землю станет, в какой-то мере, учитывать финансовые возможности плательщиков.
Верхняя палата своих намерений завернуть законы не скрывала. Хотя на Совет Федерации теперь многие смотрят как на некий декоративный орган власти, временами, и порой совсем некстати для правительства, кремлевской администрации и Думы, на верхнюю палату находит жажда отрицания. Нередко Совфед блокирует на первый взгляд самые «проходные» законы, а иногда на последних летних заседаниях отправляет назад бюджетообразующие налоговые законы, которые во чтобы то ни стало надо успеть принять до внесения бюджета в Думу.
За «пивным» решением, как говорят, просматривается позиция спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Еще после летнего подписания президентом поправок в закон о рекламе, накладывающих существенные ограничения на рекламу пива, Миронов обещал эти ограничения смягчить. При том, что само введение ограничений на рекламу пива он называл "идеологически правильным", спикер пообещал добиться возвращения пивоварам возможности спонсировать спортивные мероприятия. Сделать этого не удалось. Но, к его счастью, в Совфед подоспел второй «пивной» закон, запрещающий продажу пива несовершеннолетним и потребление его на улицах, стадионах, на транспорте, в скверах, медучреждениях, парках и на лавочках у дома.
Против концепции палата опять же не возражала, сообщив устами г-на Миронова на прошлой неделе, что закон «скорее всего будет принят». Следует публично воспитывать правила хорошего тона, - сказал тогда спикер, - но вдогонку за законом надо будет принять уточнения в правоприменительную практику. Из закона, как надеются сенаторы, исчезнет запрет о потреблении пива на спортивных мероприятиях.
Если для «пивной» проблемы согласительной комиссии придется найти некое политическое решение, то с земельным налогом правительству, похоже, предстоит серьезно поработать. Этот закон планируется ввести отдельной главой Налогового кодекса. Принципиальное отличие его от ныне действующей платы за землю в том, что размер налога будет зависеть от кадастровой стоимости земли, а не от воли региональных властей. Как объяснял замминистра финансов Сергей Шаталов, «не слишком удачная конструкция налога потеряла экономическое обоснование, ставки хоть и индексируются, но давно устарели».
По новому закону всю землю страны предполагается разделить на 11 районов, для которых определены средние ставки налога в зависимости от численности жителей и населенных пунктов. Для расчета налога предлагается использовать поправочные коэффициенты: для краевых и областных центров, курортных областей, зон отдыха, городов и сельхозпоселений. Для земель, используемых для селхозпроизводства и занятых жилым фондом, ставка установлена в размере 0,3%, для прочих земель может доходить до 1,5% от кадастровой стоимости участка. Герои России, инвалиды, ветераны, "чернобыльцы" и ликвидаторы смогут уменьшать свой налог на 10 тыс руб. Не придется платить за землю ГУИНу, а также религиозным организациям за участки под культовыми зданиями. От налога освободят земли лесного, водного фондов и исторических памятников.
Как следует из аналитической записки бюджетного комитета Совета федерации, в принципиальной правке нуждаются, как минимум, три положения закона. В первую очередь, принцип предоставления льгот. Как считают сенаторы, Минфин сэкономил на льготах, например, Российской академии наук. Вызывает сомнение и методика исчисления налоговой базы, которая определяется на основе кадастровой стоимости земельных участков. Члены бюджетного комитета сената уверены, что в случае завышения оценочной стоимости земли утвержденный Думой закон не позволит налогоплательщикам оспорить это решение. Наконец, сенаторы намерены настаивать на дифференциации налоговых ставок не только в зависимости от категорий земель, но и от категорий налогоплательщиков. Вплоть до того, чтобы для отдельных категорий ввести двукратное повышение ставок: до 0,6% для земель сельхоз- и жилфонда и 3% - для прочих.
В любом случае, в таком виде, в каком закон представлен сейчас, сенаторы пропускать его не намерены. И, похоже, это не пустая угроза. Сборы от налога будут поступать в бюджеты муниципалитетов, что вместе с налогом на имущество граждан должно стать главным источником их доходов.
Свою позицию по отклоненным законам «Времени новостей» прокомментировали члены верхней палаты.
Вячеслав НОВИКОВ, зампред комитета СФ по бюджету:
«Закон о налоге на землю нужный и важный, но в нем много неточностей. В отличие от налога на имущество, новый закон предусматривает, что если земля находится в федеральной собственности или в собственности субъекта федерации, то она фактически исключается из налогообложения. Земля передается организациям на праве аренды, срочного пользования, в оперативное управление. И в этом случае ни одна организация не является налогоплательщиком. Это провоцирует органы власти как можно больше закреплять за собой земель. Иначе налог платится в бюджет другого уровня.
Яркий пример тому железные дороги. Земля под ними отдана в федеральную собственность, после чего РЖД возьмет ее в аренду с символической платой и данные территории уходят из состава земель, по которым платится налог в местный бюджет. То есть происходит перераспределение средств между федеральным центром и регионами. А мы много сил потратили, чтобы закрепить доходы за регионами. Нужно переделать, чтобы было так же, как в налоге на имущество.
Второй существенный недостаток в том, что налоговая база определяется по кадастровой оценке земель. Сама методика определения кадастровой оценки нуждается в серьезных уточнениях и пройдет еще несколько лет, пока она будет приведена в соответствие со здравым смыслом. Сейчас применение этой методики приводит к парадоксальным результатам. Например, в Сочи земли, которые находятся в горах, имели более высокую кадастровую оценку, чем земля на побережье. После того, как органы власти вмешались, коэффициенты «подкрутили». А что делать налогоплательщику? Ему такая методика выдает земельный налог, ведущий к разорению. А пожаловаться он не может! Должна быть норма, позволяющая налогоплательщику опротестовать саму методику".
Владимир ГУСЕВ, первый зампред комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности.
«В основе своем закон о налоге на землю вполне приемлем. Но, к сожалению, в нем не предусмотрены льготы для научно-исследовательских заведений. Жорес Алферов привел пример, что если платить налог за землю под зданиями и сооружениями РАН, треть финансов Академии уйдет только на это.
Что касается закона об ограничении потребления пива, то я его представлял. Я буду возглавлять согласительной комиссии со стороны Совета Федерации и поэтому признаю, что в законе много неточностей. Нужно конкретизировать, в частности, термины. Например, «пиво и напитки, получаемые из пива», что это? Не обозначены административные наказания за нарушение этого закона, не определены четко территории, где пиво пить нельзя, а где можно".
Ирина СКЛЯРОВА