|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Их психика нуждается в позитивных эмоциях"
Дети из Беслана прошли курс арттерапии в Эрмитаже
Осенние каникулы десятки школьников из Беслана, переживших трагические события начала сентября, провели в Санкт-Петербурге. В северную столицу они приехали по приглашению Эрмитажа -- единственного музея, имеющего специальную программу арттерапии для людей, переживших сильнейший психологический стресс. Последствия его были видны невооруженным глазом -- радостно возбужденные после экскурсии ребята буквально оцепенели, услышав полуденный выстрел пушки на Петропавловской крепости.
Сотрудникам школьного центра Эрмитажа, многие десятилетия работающего с детьми, пришлось это учесть во время подготовки экскурсии для гостей из Беслана, ради которых в понедельник музей пожертвовал выходным. «Мы готовились, стараясь убрать из экскурсий любую тематику, связанную с войной и насилием -- будь то сюжеты картин, декоративно-прикладное искусство или даже рыцарский зал», -- рассказала корреспонденту «Времени новостей» руководитель центра Ирина Куреева. Тронный зал, Золотая кладовая, жизнеутверждающее итальянское искусство, конечно, знаменитые Часы-Павлин -- на все реакция у осетинских школьников была восторженная. Психологи констатируют: пластичная детская психика врачует себя сама -- она буквально требует позитивных впечатлений.
В задания по рисованию были включены психологические тесты, здесь с родителями и детьми работали специалисты факультета коррекционной педагогики РГПУ им. Герцена. Первые же тесты подтвердили -- у детей сохраняется повышенный уровень тревожности, возбудимость. Наиболее психологически неустойчивы старшие школьники, они раздражительны и даже агрессивны -- для психики подростков пережитое особенно тяжко. Игры, направленные на снятие подсознательных фобий, на выявление "проблемных зон", так понравились детям, что занятия пришлось продлить почти на полтора часа. Из аудитории, где шла игра, доносился детский хохот. «Это главный итог наших занятий. Мы хотели услышать смех -- значит, дети смогли переключиться», -- рассказала заместитель декана факультета коррекционной педагогики Елена Войлокова.
Также в программу «отвлекающей терапии» были включены Русский музей, Царское Село, Екатерининский дворец, пушкинский Лицей и, конечно, Мариинский театр. И еще простые прогулки по городу, о значимости которых для осетинских детей говорит сопровождавшая их учитель истории Белла Кесаева: «Когда наши школьники слышат о том, что в Москве и других регионах России, которые считаются мирными, человека с неславянской, кавказской внешностью могут оскорбить на улице или даже ударить, они попросту боятся выезжать за пределы Осетии. Они перестают доверять людям».
Эту тему продолжил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, начавший встречу с детьми рассказом о кавказских коллекциях музея, а на встрече с родителями и учителями осетинских школьников сказавший: «Мы живем в разорванной стране, где каждый начинает ненавидеть другого, бояться другого и считать себя исключительным. Мы существуем для того, чтобы учить воспринимать мир полифонично, универсально, во всем многообразии культур. Так вырос Петербург, так родился универсальный музей Эрмитаж. Все великое рождается от синтеза культур и толерантности».
Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург