|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Девушка и смерть
«Обитель зла: Апокалипсис» на московских экранах
Первая часть «Обители» -- бронебойного боевика ужасов по мотивам знаменитой компьютерной игры о борьбе девушки Элис (Мила Йовович) с проклятою ордой живых мертвецов -- относилась к той категории фильмов, которые никак нельзя назвать хорошими в привычном понимании слова, но тем не менее следует настоятельно рекомендовать для многократного просмотра. Сочетание красотки в коротеньком платьице и с крупнокалиберным пулеметом наперевес с антуражем традиционного фильма ужасов срабатывало и в отсутствие мало-мальски продуманной драматургии: никого не смущало, что внушительные куски сюжета были пробормотаны довольно невнятно или вообще остались без внимания. Главное, чтобы вовремя произошла загрузка исходных данных, -- потом можно уже ни о чем не думать, а просто переходить с уровня на уровень, наслаждаясь драйвом, яростью и китчевой красотищей.
По всем перечисленным параметрам продолжение превосходит оригинал на несколько порядков. В очередной раз придя в себя и выбравшись из подземелий корпорации «Амбрелла» (где происходило действие первой серии), Элис обнаруживает, что город Ракун-Сити погряз в кровавом хаосе: вирус, превращающий нормальных людей в разлагающихся каннибалов, вырвался-таки на волю. Вместе с уцелевшими спецназовцами из элитного отряда «Звезды» Элис вынуждена самостоятельно прокладывать дорогу к свободе, которую пообещал один из специалистов «Амбреллы», доктор Эшфорд. Если бойцы найдут и спасут в мертвецком хаосе его дочь, доктор поможет им избежать кордона, который главы корпорации выставили вокруг Ракун-Сити. Но злодеи-начальники этого, понятно, не хотят. И поэтому выпускают на улицы свое самое страшное детище -- монстра Немезиду, в задачу которого входит планомерное уничтожение всех «звезд» по порядку.
По ходу дела выясняется еще масса неприятных подробностей о деятельности «Амбреллы», а Элис узнает о себе много нового. Но куда важнее здесь все-таки не «что», а «как»: в фильме есть минимум полдюжины совершенно изумительных боевых эпизодов, да и все остальное более чем на высоте. Самое же удивительное, что как минимум по одному параметру фильм выдерживает сравнение даже с «Убить Билла». Речь, конечно, не о художественных достоинствах. Просто в картине Уитта явных цитат и отсылок к другим фильмам едва ли не больше, чем у Тарантино. «Обитель зла» похожа и на недавний «Рассвет мертвецов», и на «28 дней спустя», и на «Чужих», и на ранние боевики Джона Ву, и еще на полсотни фильмов действия. Причем некоторые сцены не то чтобы цитируются, а просто переносятся на экран в неприкосновенности. Впору говорить о плагиате, но куда интереснее вывести из вакханалии отсылок совсем другой, куда более поучительный смысл. Режиссер-дебютант Уитт в прошлом суперпрофессионал второго плана: с конца 70-х годов он был оператором, а потом и режиссером второй группы на множестве голливудских блокбастеров, работал с Яном Де Бонтом, Ридли Скоттом, Робертом Олтманом, Ричардом Доннером и прочими грандами, влияние которых на манеру Уитта совершенно очевидно. Заняв впервые в жизни режиссерское кресло, Уитт, как и Элис, в конце концов «вспомнил все» -- а в его памяти скопилось невероятное количество чужих идей, трюков и подробностей, и ясно, что он уже не очень хорошо осознает, что именно придумал сам, а что попросту повторяет за другими. Но наблюдая за тем, как складно и здорово компонует он до боли знакомые сцены, возникает шальная мысль -- а не путаем ли мы причину со следствием? Может быть, как раз сам Уитт, а не режиссеры, с которыми он работал, и придумал всю эту красоту с самого начала? А зрители, никогда не дочитывающие до конца финальные титры, так и не взяли в толк, что все их любимые боевики и фильмы ужасов связывает одна-единственная фамилия из того же второго ряда. Теперь она стоит на полагающемся ей месте. Запомните ее.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ