|
|
N°205, 10 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отсрочка на пользу России
Саммит Россия--ЕС, намеченный на 11 ноября, неожиданно был отложен. Вчера президент Путин отметил, что вынужденная отсрочка саммита позволит «провести его полноценным». МИДу президент России посоветовал «не выхолащивать содержательную часть диалога с ЕС». Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила заместителя главы МИД России Владимира ЧИЖОВА, курирующего отношения Россия--ЕС.
-- Не свидетельствует ли перенос саммита о несовпадении взглядов сторон на «стратегическое партнерство Россия--ЕС»?
-- Отсрочка связана с явно затянувшимся процессом формирования новой Комиссии европейских сообществ (КЕС, иначе Еврокомиссия. -- Ред.). Голосование по ее составу в Европарламенте назначено на 18 ноября. У нас есть реальная возможность провести саммит уже с новым составом комиссии. Принципиальных разногласий в целом по содержанию «стратегического партнерства» у нас нет, хотя нюансы есть. Ведь Евросоюз -- это объединение 25 государств, и у каждого свои взгляды на партнерство с Россией. Но цели и «вектор движения» определены решениями предыдущих саммитов.
-- Самая главная проблема сейчас -- это договориться о четырех общих пространствах между Россией и Евросоюзом. Это пространство экономики, внутренней безопасности, внешней безопасности, науки и культуры. Накануне Евросоюз объявил, что будет договариваться не по каждому пространству отдельно, а выйдет на саммит с единым пакетом «дорожных карт» по четырем общим пространствам?
-- «Пакет» -- понятие относительное. «Дорожные карты» по четырем общим пространствам готовятся, параллельно идут и переговоры по этим четырем трекам. Где-то быстрее, где-то медленнее. Прогресс по разработке того или иного пространства важен сам по себе и может быть зафиксирован в любой форме. Говорить об этом предметно будем непосредственно перед саммитом. Работа же над четырьмя «дорожными картами» продолжится, но они не обязательно будут готовы к нынешнему саммиту.
-- Есть ли подвижки с калининградским транзитом?
-- Что касается пассажирского транзита, то проблем пока нет. Но напомню, что с 1 января 2005 года транзитные поездки граждан будут осуществляться только по действующим загранпаспортам Российской Федерации. По грузовому транзиту ситуация сложная. На основании Люксембургского совместного заявления, принятого весной, предполагалось, что с 1 мая грузовой транзит упростится и подешевеет. На практике произошло нечто противоположное. Связано это не с пошлинами и транзитными тарифами, а с административными сборами и «накрутками» «околотранзитного» частного бизнеса. В результате -- простой вагонов, рост сроков доставки грузов. Все это поддается арифметическому подсчету. Над нормализацией ситуации работаем как с партнерами из КЕС, так и с нашими литовскими коллегами.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ