|
|
N°123, 12 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красивые, здоровенные...
Кадровый голод помогает военным разбирать губернии
Командующий 58-й армией Северо-Кавказского военного округа, один из наиболее известных генералов обеих чеченских войн, Владимир Шаманов уведомил избирательную комиссию Ульяновской области о своем намерении баллотироваться на пост губернатора и приступил к сбору подписей. Выборы намечены на 24 декабря 2000 года.
Планы г-на Шаманова сменить камуфляж на губернаторский костюм не были тайной уже два месяца назад, однако вплоть до вчерашнего дня оставались сомнения в том, что популярный генерал все-таки пойдет по гражданской линии. Владимир Шаманов -- не первый генерал, решивший стать губернатором. Пионером в этой области был Александр Руцкой, возглавивший в 1996 году Курскую область. Однако больше всего шума сделал Александр Лебедь, бросивший в 1998 году московскую политику и президентские амбиции ради Красноярского края. Среди генерал-губернаторов можно также вспомнить бывшего главкома сухопутных войск Владимира Семенова, избранного президентом Карачаево-Черкесии, и губернатора Московской области Бориса Громова. Однако г-н Шаманов -- первый генерал, решивший прервать вполне успешную военную карьеру ради тяжелой предвыборной кампании и при удачном исходе выборов далеко не такой сладкой, как раньше, губернаторской жизни.
Злые языки утверждают, что Владимиру Шаманову помогли сделать карьерный выбор и что его участие в выборах -- часть большой кремлевской работы по укреплению губернаторского корпуса. В пользу этой версии говорит и то, что в Калининградской области баллотируется командующий Балтийским флотом Владимир Егоров, а в ряде черноземных областей в губернаторы пошли главы местных филиалов ФСБ. К тому же из семи президентских наместников -- пять генералов.
Массовый призыв силовиков во власть можно оценить и как свидетельство жесточайшего кадрового кризиса. Ситуация «народу вокруг много, а работать некому» всегда была актуальна для России, однако в последние месяцы положение стало просто критическим. Особенно на губернаторских выборах. Новые люди в Кремле не могут в полной мере положиться на региональные элиты, а партий и движений, способных снабдить президента и правительство проверенными кадрами, по большому счету нет.
Нынешняя ситуация опасна тем, что к власти в ряде регионов могут прийти искренне лояльные и преданные Кремлю и в то же время предельно некомпетентные в хозяйственной жизни люди в погонах. Владимир Шаманов говорит о том, что будет содействовать "консолидации общества для решения социальных задач, экономических проблем для того, чтобы мы стали жить более достойно и двигаться в том направлении, которое нам сегодня указывает президент страны". За вычетом упоминания о "направлении," в котором указывает президент страны, это почти точная цитата из предвыборного выступления кандидата в губернаторы Красноярского края Александра Лебедя. Практика повседневной хозяйственной жизни не оставила и следа от этих правильных слов. Военным в принципе трудно адаптироваться к гражданской жизни, а уж руководить ею и того тяжелей. Впрочем, кадровый кризис есть кадровый кризис. Но решения, принимаемые под давлением обстоятельств, вполне могут стать моделью долгосрочной кадровой политики: направлять генералов в губернаторы гораздо проще, чем кропотливо подбирать и воспитывать профессиональных бюрократов. И тогда человек в погонах априори будет иметь неоспоримое преимущество перед гражданским лицом при замещении вакантной должности. А при таких "дедах" "салагам" придется несладко.
Глеб ЧЕРКАСОВ